22 февраля Алексей Савинцев был переизбран на пост первого секретаря регионального отделения КПРФ в Ханты-Мансийском автономном округе (несмотря на то, что делегаты оценили его работу за отчетный период как неудовлетворительную). Это событие (вполне ожидаемо) привело к громкому скандалу среди местных коммунистов. По словам бывшего второго секретаря КПРФ в городе Урай Павла Вербицкого, члены местных отделений партии начали массово покидать ее ряды.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о политическом конфликте и его виновниках.Алексей Савинцев: и на развалинах часовни…Противники Савинцева выдвинули в адрес первого секретаря целый комплекс претензий, которые ранее были раскрыты в направленных ему открытых письмах. Однопартийцы обвинили Савинцева в падении электоральных результатов КПРФ, кадровом кризисе регионального отделения, нежелании активно участвовать в протестном движении и «соглашательской» позиции по отношению к «Единой России». Оппоненты первого секретаря заявляют о том, что ради сохранения своего поста он якобы прибег к тактике создания фиктивных отделений на местах, одновременно добиваясь ликвидации нелояльных ячеек партии. Соответствующие жалобы были, в том числе, направлены в Минюст. В местных СМИ противники Савинцева вменяют ему в вину и низкую (по их мнению) лояльность вновь набранных членов недавно сформированных «первичек» партийному бренду, ссылаясь на эпизоды массового отказа кандидатов от КПРФ от участия в выборах по собственной инициативе. Оппозиционеры также заявляют, что первый секретарь якобы концентрирует почти все ресурсы избирательных фондов для решения задач на кампаниях в Советском районе ХМАО («вотчине Савинцева»), в результате чего в прочих муниципалитетах коммунисты остаются без поддержки. Отдельные представители партии обвиняют Савинцева даже в якобы имевших место «рейдерских захватах» принадлежащих местным отделениям помещений. Наконец, противники первого секретаря требуют его отчитаться о расходах, одновременно привлекая внимание к общественности к вопросу о судьбе средств, собранных членами партии и ее сторонниками на установку памятника Ленину в Ханты-Мансийске.
Ситуацию усугубляет то, что ЦК КПРФ не стал вмешиваться в конфликт: его представители воздержались от того, чтобы рекомендовать новую фигуру на пост главы окружного отделения партии.
Кому выгодно?Местные публицисты зачастую упоминают в качестве потенциального организатора и главного бенефициара «партийного бунта» Виктора Валеева – бывшего главу окружного комитета КПРФ. Он обладает ярко выраженной политической харизмой. Его период пребывания «у руля» регионального отделения КПРФ (2011 – 2016 гг.) некоторые коммунисты именуют не иначе как «золотым веком» парторганизации.
Ранее Валеев показал себя как политик, умеющий и любящий эпатировать публику. В 2014 г. он дважды пытался организовать митинги «против произвола чиновников» и за отставку губернатора Натальи Комаровой, что, мягко говоря, полностью противоречило политической культуре ХМАО. Многие эксперты отмечают, что, несмотря на искреннюю приверженность идеям коммунизма, Валеев, в силу своей модели поведения на публике, куда органичнее смотрелся бы в рядах представителей ЛДПР.
Склонность бывшего первого секретаря к резким публичным высказываниям, помноженная на образ «сибирского медведя» (могучая комплекция Валеева крайне удачно ложится на его трудовую биографию – он начинал свою карьеру как слесарь, монтажник, а затем помощник бурильщика) и воспоминания о давнем конфликте с бывшими соратниками из числа первых лиц реготделения, поневоле вынуждает стороннего наблюдателя подозревать Виктора Семеновича в организации «заговора с целью смещения Савинцева».
Косвенным образом это подтверждает и недавняя публикация Валеевым открытого обращения в котором он подверг жесткой критике руководство регионального отделения КПРФ и выразил принципиальную готовность вновь занять пост первого секретаря.
Однако в данном случае громкие заявления не должны смущать публику. Несмотря на некоторую склонность к эпатажу, Виктор Валеев не является авантюристом. Это договороспособный политик, не склонный к излишней агрессии, когда речь идет о решении стратегических вопросов. Его реальный портрет как политика заметно отличается от образа, который сформировали вокруг Валеева местные СМИ. Вероятность причастности бывшего первого секретаря к организации «бунта против Савинцева» равна статистической погрешности.
О зеркалах и чувстве прекрасногоИстинным виновником происходящего является скорее сам глава регионального отделения КПРФ. Авторитарный стиль управления, низкая степень финансовой прозрачности (на муниципальном уровне актив банально не понимает, на что расходуются деньги из партийной кассы), отсутствие харизмы и сомнения в искренней приверженности Савинцева идеям коммунизма или хотя бы социал-демократии, падение электоральных показателей и переход статуса «оппозиционной партии №1» к ЛДПР – все это породило внутри окружного отделения коммунистов революционную ситуацию «верхи не могут, а низы не хотят».
Последнее, однако, не означает, что процесс и дальше будет носить неуправляемый характер. Если у него появится лидер, нынешние проблемы покажутся Алексею Савинцеву лишь досадным недоразумением. Впрочем, если «бунтующие» члены партии не найдут себе «вожака», процесс наверняка завершится лишь «выгоранием» протеста.
Независимо от того, чем закончится конфликт, очевидно одно: происходящее не повлияет на политическую ситуацию в регионе. Региональное руководство полностью контролирует ее развитие, и ни реанимация югорского отделения КПРФ, ни его раскол и гибель не способны критическим образом отразиться на местной модели «управляемой демократии».
Печать