В интернете гуляет история о том, как участники орского отделения «Молодой гвардии Единой России» в рамках акции «Защити память героев» возложили цветы на братскую могилу венгерских военнопленных в поселке Мостострой, а потом – к мемориальной доске на доме, где жил Герой Советского Союза Анатолий Пузиков. Затем юные политики отчитались о проделанной работе в социальных сетях. Комментариев посыпалось множество, от удивленных до обличающих.
По мнению политтехнолога, эксперта Центра ПРИСП Кирилла Шкилёва, ребятам недостает исторического просвещения, а вот общественного возмущения – в избытке.История, конечно, печальная. Но там нет никакого подтекста. Была акция «Почтим память героев», нужно было найти мемориал и возложить цветы. Мемориал орские активисты нашли, но не до конца разобрались в его истории. Да просто, не понимали куда идут.
И здесь дело даже не в образовании, не только в нем. Дело в историческом просвещении. Нет проектов, которые бы рассказывали об истории интересно, в привязке к семье, к улице, к городу. К сожалению, от поколения к поколению история обезличивается. Уходят свидетели. Учителя, в той же школе, оперируют глобальными событиями, датами, вехами. Может быть, рано или поздно мы придем к упрощенному клиповому пониманию истории.
На прошлой неделе мне удалось пообщаться с ветераном Виктором Кузьмичом Решетько, ему 98 лет, он прошел Ржевскую битву и освобождал Ленинград. Тогда был лейтенантом, и его рассказы не о глобальных боевых действиях, а о том, что видел вокруг себя лейтенант Решетько. И эти детали интересны. Мы с коллегами из профсоюзов повесили на его дом в городе Новотроицке мемориальную плиту, а люди и не знали, что по соседству с ними живет такой человек.
Историческое просвещение – это не только Великая Отечественная война, но и Целина – это тоже касается нашего региона, да и те же самые 90-е, про которые эти молодые ребята также мало что знают.
И еще один момент, не менее печальный.
Мы в Оренбурге проводили Шолоховские чтения – читали отрывки из произведений великого писателя, нобелевского лауреата. И подвергались со стороны определенных людей такому же остракизму – мол, вот занимаются какой-то бесполезной деятельностью. Лучше бы пошли скамейки покрасил или пенсионерам деньги раздали. То же самое общественное мнение подвергает остракизму, практически, любые фильмы о войне, которые выходят в наше время, упрекая создателей в излишней героике.
Есть некое лицемерие людей, обличающих орских молодогвардейцев. Те, кто сейчас подвергают остракизму ребят, поверьте мне, ближе к 9 мая, когда начнут проходить разные мероприятия, будут говорить – а зачем, будут говорить о «победобесии», «излишествах», «исторической правде», которая является правдой, исключительно по их мнению.
Печать