Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артём Кирпичёнок – о том, почему все больше молодых израильтян избегают армейскую службу, без которой раньше было немыслимо продвигаться по социальной и карьерной лестницеНовый 2021 года в Израиле начался со скандала, после того как во время рутинной проверки личных вещей солдат на наличие наркотиков, офицер элитной бригады «Голани» изъял у своих подчиненных целый набор предметов и демонстративно сжег их. Все конфискованные вещи - ремни, дискеты, символы воинской части - подчеркивали статус солдат как старослужащих. Владельцы конфискованного имущества выразили свое возмущения в социальных сетях, утверждая, что речь шла о личной собственности солдат и памятных сувенирах. Источники ЦАХАЛа заявляют, что помимо найденных наркотических веществ «в костре были сожжены вещи, носившие оскорбительный и даже преступный характер, вместе с предметами, которые запрещено хранить среди личных вещей солдат».
Чуть более пятнадцати лет тому назад израильский корреспондент «Российской газеты» утверждал, что «в Израиле нет и не может быть дедовщины». Сегодня подобное утверждение вызовет у самих израильтян лишь недоуменное пожимание плечами. Наличие дедовщины в израильской армии никто не отрицает, единственное, что вызывает вопросы это его масштабы. В последние десятилетие публикации об избиениях и унижениях новобранцев старослужащими в ЦАХАЛе давно стали рутиной.
В сентябре 2009 года старший сержант Оне Блюмензон и сержант Шахар Ницан были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы и понижению в звание за систематические издевательства над новобранцами. В свое оправдание обвиняемые заявили, что дедовщина — это обычная практика в их танковом батальоне и они сами прошли через нее в начале службы.
В 2017 году солдат 51 батальона бригады «Голани» рассказал о «законах для новобранцев», действовавших в его части. С новобранцами никто не разговаривает в течение нескольких недель, они должны выполнять тяжелую физическую работу во время отдыха старослужащих, они не имеют права есть определенные продукты. Любое нарушение этих правил ведет к избиениям.
В декабре 2019 года двадцать пять солдат пограничных войск отправились под арест, после того как избитый во время церемонии приема в старослужащие (на израильском военном сленге она называется «Зубур») молодой солдат попал в больницу с многочисленными переломами.
Амир Бухбут, военный эксперт израильского портала «Walla» полагает, что дедовщина является следствием монотонности трехлетней военной службы. Сталкиваясь с рутиной, солдаты создают себе внутреннюю иерархию, в рамках которой продвигаются от статуса молодого солдата к положению старослужащего. Военнослужащие расписывают стены домов, занимаются вандализмом и мелким воровством. Если частью командует компетентный офицер, то он может занять солдат боевой подготовкой и пресечь дедовщину на корню, но при слабом командире фактическое руководство частью оказывается в руках старослужащих.
В ряде случаев в установление системы дедовщины участвуют и офицеры. В 2009 году семь офицеров израильских ВВС были приговорены к нескольким дням гауптвахты за издевательства над солдатами, которых волокли в наручниках по асфальту, обливали ледяной водой и заставляли есть чеснок. В том же году был отстранен от командования и командир роты 74-ого танкового батальона, после того как старослужащие построили на плацу и избили только что прибывших в часть новобранцев. Офицер был в курсе происходящего, но не сделал ничего для пресечения избиения.
По словам Бухбута молодым солдатам не разрешают спать в одном помещение со старослужащими, они получают худшее обмундирование и снаряжение. Им запрещено потреблять такие «деликатесы» как сыр, тосты или растворимый кофе. На время пребывания в статусе новичка солдаты так же не могут подавать жалобы офицерам. Переход в статус старослужащего сопровождается ритуалом посвящения, который часто включает в себя избиения. В случае нарушения правил молодой солдат предстает перед судом старослужащих в вывернутом наизнанку берете и без шнурков в ботинках. Провинившийся должен нести наряды за старослужащих и греть для них сидения унитазов, их лишают сна, а в случае сопротивления в лучшем случае подвергают бойкоту.
То, что происходит в худшем случае, израильтяне узнали в августе 2012 года, когда одиннадцать солдат из бригады «Кфир» причинили тяжелые увечья военнослужащему, отказывающемуся принимать участие в церемонии посвящения в молодые солдаты. Как рассказывает жертва: «Они избивали меня руками и ногами. Я закрыл лицо и просил их остановиться, но это не помогло. Я думал, что умру». По словам избивавших солдата старослужащих, речь шла о «шуточных ударах», и подобная практика распространена в их подразделение давно. Мать пострадавшего был шокирована инцидентом: «То, что там произошло, просто не укладывается в голове. Я до сих пор не могу в это поверить, а мой сын до сих пор находится в состоянии шока. Когда я отправляла его в армию, я думала, что что-то может случиться, все-таки он в боевых частях. Но ничего подобного я себе представить не могла. Чтобы мой сын пострадал от рук других солдат...»
Представители ЦАХАЛа утверждают, что в последние годы число жалоб на проявления дедовщины сократилось и это явление скоро исчезнет. Но израильские СМИ высказывают мнение, что армейские власти просто взяли политику на замалчивание подобных инцидентов, особенно если они не приводят к физическим увечьям солдат и огласка не выходит за пределы военных баз. Отмечается, что в последние десятилетия офицеры часто поощряли дедовщину, облегчающую им контроль над подчиненными.
Распространение дедовщины в последние десятилетия стало одним из факторов, заставляющих все большее число молодых израильтян избегать армейскую службу, без которой раньше было немыслимо продвигаться по социальной и карьерной лестнице. В 2020 году военные власти забили тревогу. До трети потенциальных призывников в прошлом году смогли избежать военной службы. Все большую популярность приобретает освобождение от военной службы посредством получения так называемого «21-ого профиля» или, другими словами, справки от психиатра. В последнее время многие израильские адвокаты стали специализироваться на юридической помощи солдатам ставших жертвами дедовщины.
Обязательный призыв останавливает и многих потенциальных эмигрантов в Израиль. Так некоторые адвокатские сайты на русском языке рекламируют различные пути освобождения от армии и отсрочки. «Ваши дети будут являться военнообязанными, но в случае проживания семьи за рубежом существуют пути освобождения от службы в армии. Также, можно получить отсрочку до окончания школы, получения высшего образования и по другим причинам». В этом есть определенная ирония. Если в начале 90-х годов многие уезжали в Израиль, желая избавить своих детей от дедовщины в разваливающейся советской армии, то сегодня служба в ЦАХАЛе останавливает многих потенциальных эмигрантов в Израиль.
Печать