Еще четыре охраняемые природные территории будут созданы в Подмосковье в 2021 году. Это прибрежно-рекреационная зона «Вейна» в Рузе, природно-исторический комплекс «Горковский» в Домодедово и Ленинском, памятник природы «Курочкино болото» в Солнечногорске, государственный природный заказник «Леса и болота водораздела рек Жуковки и Поноши» в Одинцово.
И.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ, председатель наблюдательного совета Московского центра городского развития, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин уверен, что создание ООПТ в Московской области – очень важная мера, поскольку в регионе накоплен серьезный экологический ущерб.Создание дополнительных ООПТ на территории Московской области, безусловно, полезная инициатива. Чем больше зелени сохранится в регионе, тем лучше. В Подмосковье большое количество территорий, которым требуются дополнительные природоохранные меры.
Одна из самых больших проблем Московского региона - отходы производства и потребления. Сейчас ее пытаются как-то нивелировать, перенаправить потоки, которые идут из Москвы, оседая в области. Для понимания, Москва – это семь миллионов тонн отходов ежегодно, Московская область – еще 4 миллиона тонн. В наших российских реалиях 93% отходов отправляется на полигоны. И всего лишь 5% - перерабатывается. То, что Москва могла бы построить цивилизованную систему обращения с отходами, для меня очевидный факт. Скажем, Рязань не могла бы построить, у них бюджет не потянет. А в столице есть деньги, их даже в излишке, судя по очередной «весенний коллекции» московской плитки.
Вторая проблема – воздух. И она, во-первых, связана с транспортной загрузкой. А, во-вторых, с предприятиями, которые загрязняют атмосферу. Я не понимаю, почему нефтеперерабатывающий завод должен находиться в Москве. Когда говорят, что это нужно для обеспечения стабильного рынка бензина Московского региона - звучит глупо. Бензин легко можно привезти из ближайших регионов, что снимет дополнительное нагрузку на атмосферу города. Конечно, есть еще Курьяновские и Люберецкие очистные сооружений, их вынести из города нельзя. Но Курьяновские уже прошли реконструкцию, это современная структура. Люберецкие - на реконструкции.
Третье – это водные ресурсы. Москва–река нуждается в комплексной реабилитации. Что делать, примерно, понятно, но стоит дорого – около одного триллиона рублей. И на это потребуется 10-15 лет.
По сути, мы имеем большой объем накопленного экологического ущерба еще с советских времен. Конечно, экосистема имеет возможность к внутреннему самоочищению и реабилитации. Но природа устала. Во всем мире в период пандемии сильно снизилось экономическое развитие, промышленное производство и количество выбросов тоже. Конечно, мир от этого стал чище, природа отдохнула, и это дало результаты.
Печать