Великобритания представила внешнеполитическую и оборонную стратегию на ближайшие 30 лет, назвав главной геополитической угрозой для мира Китай и пообещав активно противостоять «полному спектру» угроз со стороны России. В 111-страничном документе Россия упомянута 14 раз, Китай – 29.
По сути, Великобритания начинает формировать вокруг себя новый центр мировой силы, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Это действительно новая стратегия для Лондона. Связана она с тем, что Великобритания вышла из Евросоюза и пытается сформировать альтернативный центр силы. Причем, мировой силы. Лондон демонстрирует, что независим от США, независим от ЕС, что Великобритания самостоятельно может доминировать в военном пространстве и собирать союзников. Ее амбиции теперь - не поддержание собственной безопасности на некоем уровне вместе с соседними государствами, а формирование вокруг себя блока новых стран, рождение британского содружества.
Если говорить о переходе мира к многополярности, то это заявка Великобритании на то, что она будет самостоятельным центром этого многополярного мира. Она собственно для этого и выходила из ЕС. Это сопрягается и с концепцией возвращения полноценного статуса второй резервной валюты фунту стерлингов, и с возрождением активных взаимоотношений Великобритании с арабскими странами, может быть, и с возвратом котировок нефти в фунты стерлингов, что было до 60-х годов прошлого века. Это опять же недавно высказанная идея нового военного союза Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
По сути, Британия активно начинает продвигать идею собственного мироустройства и формирование под себя – не вместе с Европой, не вместе с Америкой, а именно под себя - новой картины мира. А для этого нужна собственная военная стратегия, чтобы представлять центр силы, как минимум, играющий на почти равных с США, на почти равных с Россией, на почти равных с Китаем, на почти равных с Евросоюзом. И отсюда – не сокращение ядерного потенциала, а наращивание. При этом рассматривается ядерный потенциал только Великобритании, а не Великобритании и Франции, Великобритании и Соединенных Штатов. Это самостоятельная величина.
И в такой ситуации, эта тридцатилетняя стратегия вполне логична. Она действительно вытекает из нового позиционирования Великобритании. Ее нельзя рассматривать как направленную против России или Китая. Это своего рода пиар. Чтобы продать идею наращивания военных расходов, нужно объяснить парламентариям, объяснить избирателям против кого это делается. Именно поэтому из России снова создают пугало. Смешно делать пугалом Северную Корею или Иран. Никто не испугается.
Конечно, надо учитывать, что сейчас и Европа, и Великобритания очень настороженно относятся к США, понимая, что Соединенные Штаты идут в определенный разнос. Был Дональд Трамп, потом совершенно кривым образом – а всем понятно, что кривым образом – избрали Джо Байдена.
Сам Байден не то, что не очень устойчивый, но пока очень странный президент. Провел за эти месяцы два публичных мероприятия. Возможно, он плохо себя чувствует. Но странно же ориентироваться на серьезный долгосрочный союз с державой, где президент настолько себя плохо чувствует, что не появляется на публике. И вот эта дальнейшая непредсказуемость США заставляет их союзников становиться все более и более самостоятельными. Великобританию, в том числе. Вся игра с выходом из ЕС на этом и была построена. Создать полноценного игрока из Евросоюза не получилось, слишком большие противоречия внутри, слишком сложная система принятия решений. Там быстро что-то сделать невозможно. Не получается. ЕС начинает очень плохо реагировать на внешние вызовы, и чем дальше, тем больше проигрывать.
Печать