13 марта в Москве были одновременно задержаны около 200 участников форума «Муниципальная Россия», проходившего под эгидой проекта «Объединенные демократы». В их число вошли депутат Мосгордумы Михаил Тимонов, столичные муниципальные депутаты Илья Яшин, Илья Свиридов и Юлия Галямина, депутат заксобрания Санкт-Петербурга Максим Резник, журналист Владимир Кара-Мурза и бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что решение о задержании участников форума можно признать крайне выгодным для представителей несистемной оппозиции, а позитивные последствия закрытия форума для действующей власти в принципе отсутствуют.Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ)
Валерий Фадеев сообщил о намерении обратиться к специалистам в области юриспруденции с просьбой провести правовую экспертизу в связи с задержанием участников съезда. Как отметил Фадеев отметил, что СПЧ выразит свою позицию, если правовая экспертиза «даст повод для каких-то действий».
«Троцкисты, утописты, вредители»
В качестве официальной причины задержания представители МВД обозначили нарушение санитарно-эпидемиологических требований относительно проведения публичного мероприятия присутствие среди участников членов организации, деятельность которой признана нежелательной на территории. При помощи этого термина правоохранители обозначили британскую некоммерческую организацию «Открытая Россия» (Open Russia Civic Movement – признана нежелательной властями РФ). Как сообщают сами задержанные и представляющие их интересы юристы, в отношении участников форума были составлены протоколы по ст. 20.33 КоАП РФ. Последняя предполагает применение санкций к лицам, участвующим в осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории России.
Таким образом, с правовой точки зрения, главным основанием для появления силовиков на форуме и прекращения его работы стало именно возможное участие структур Ходорковского в организации мероприятия. Однако, с формальной стороны, причастность бывшего владельца ЮКОСа к проведению мероприятия не является очевидной.
Правовые пробелы
Когда речь заходит об «Открытой России», всегда нужно уточнять, какую из одноименных структур имеет в виду собеседник. Этот политический бренд используют не только зарегистрированные в Великобритании НКО - Open Russia Civic Movement или Human Rights Project Managemen (представители оппозиции оспаривают факт их существования), признанные нежелательными в РФ и традиционно ассоциируемые с Михаилом Ходорковским. Вплоть до марта 2019 г. в РФ также функционировало движение «Открытая Россия». Оно официально действовало на протяжении почти двух лет после включения структур «опального олигарха» в перечень нежелательных организаций. Что подразумевает вполне однозначную оценку работы движения со стороны правоохранителей: оно не являлось нежелательной организацией либо дочерней структурой Open Russia Civic Movement (либо это не позволяли подтвердить имевшиеся у правоохранителей сведения).
Отсутствует четкое обоснование того, что форум был организован именно «Открытой Россией» (какую бы структуры не обозначали при помощи этого политического бренда). Сбор средств на проведение мероприятия осуществлялся посредством НКО «Открытый Петербург» – структуры, признанной в декабре 2020 г. иностранным агентом, но не включенной в перечень нежелательных организаций.
Причастность к проведению форума запрещенных в РФ реинкарнаций «Открытой России» посредством отдельных лиц также находится под вопросом. Отдельные услуги в рамках проведения форума, по словам его участников, оплачивались не со счетов Open Russia Civic Movement или Human Rights Project Management (последнее было бы невозможно чисто технически – банк заблокировал бы операцию по переводу средств). Например, аренда зала в гостинице «Измайлово» была оплачена со счета ИП, зарегистрированного на имя Татьяны Усмановой. Последняя является координатором «Открытой России». Но в данном случае речь идет не об одном из двух британских НКО или самораспустившемся в 2019 г. движении, а об одноименной незарегистрированной структуре, деятельность которой формально не запрещена. В противном случае ее руководство уже давно было бы подвергнуто уголовному наказанию в соответствии со ст. 284.1 УК РФ.
Кому выгодно?
Все это не означает, что Михаил Ходорковский и подконтрольные ему структуры не приложили руку к организации форума «Муниципальная Россия». Однако с формально-правовой точки зрения очевидно отсутствие прямой и подкрепленной доказательствами связи между организаторами мероприятия и структурами, включенными в перечень нежелательных организаций. Причем последнее стало возможным во многом в силу невнятной позиции, занятой правоохранителями в отношении очередной «редакции» «Открытой России» после 2019 г.
В целом решение о задержании участников форума можно признать крайне выгодным для представителей несистемной оппозиции с политической точки зрения. Оно обеспечил рост внимания общественности к этому мероприятию и его участникам накануне избирательной кампании, и в то же время предоставило в их руки благодатный материал для конструирования в публичном пространстве образа «репрессивной машины» власти. Позитивные последствия закрытия форума для действующей власти в принципе отсутствуют.
Печать