Россия должна отойти от использования контролируемых Западом платежных систем, чтобы снизить санкционные риски, заявил в интервью китайским СМИ министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его мнению, нужно переходить к расчетам в национальной валюте и валютах, альтернативных доллару США. Таким образом страны могут снизить санкционные риски, укрепляя самостоятельность в финансовой сфере.
Разговоры о сокращении доли доллара в международных финансовых операциях идет уже более 10 лет, но безрезультатно, отмечает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Давайте вспомним, в свое время Владимир Владимирович Путин поручал создать международный финансовый центр в Москве. Была огромная национальная программа, и руководить ею должен был Александр Волошин. Что произошло? Ничего. Никакого международного финансового центра нет, президент об этом больше не вспоминает, ну и с Волошина никто, естественно, результата не спрашивает. Была идея начать – хотя бы попытаться – торговать углеводородами за рубли. Роснефть для этого входила в управление Петербургской товарной биржи. Под это дело в Петербурге Военно-морской музей выгнали из здания биржи на Васильевском острове. Где биржа? Биржи нет. Игорь Сечин из проекта вышел вместе с Роснефтью. Кто-то что-то спросил? Кто-то ответил за результат? Нет.
О том, что "давайте активнее использовать рубли" , мы говорим уже давно, но с тем как это наши ответственные руководители продвигают – воз и ныне там. И видимо, будет находиться там же и дальше, несмотря на все выступления. Если Владимир Владимирович Путин говорил, давайте больше работать с альтернативными валютами, а не с долларами, и это было попросту проигнорировано всеми, кто за это отвечает. То, что об этом говорит Сергей Лавров, вряд ли вызовет больший энтузиазм, чем выступление Путина.
Идея понятная и логичная, со всем происходящим в мире – это, действительно, вопрос безопасности. Но российские элиты больше склонны работать в долларах и будут это делать, независимо от того, что им говорит президент, министр иностранных дел, либо кто-нибудь еще. А понести риски, о которых говорит Лавров, видимо, для нашей элиты меньшее зло, чем пойти против США. Иными словами, они считают, что, если начнут играть против Вашингтона и против тех хозяев мира, которые сейчас управляют валютами, личные риски будут больше.
Если говорить о платежных системах, то по факту важно через какие платежные системы ходят деньги банков, а не как платят бюджетникам. Раньше зарплату выдавали в кассах предприятий, и это так же не зависит от США, как и деньги на карте «МИР». По сути, окошко, в котором сидел кассир заменили на пластиковую карту. Зависимость от США это никаким образом не меняет.
В мире, конечно, объем финансирования международных операциях в долларах сокращается. И будет постепенно сокращаться дальше. Когда-нибудь будет некий паритет. Хотя Европа – игрок, достаточно зависимый от США. Можно говорить о попытках Лондона выстроить систему вокруг фунта стерлингов. Вопрос, кто в это сознательно играет. Наш Центробанк, финансовые власти никаким образом рубль не пытаются привлечь к хождению в мировой системе. Причем, никто не отрицает, что дальнейшее ухудшение отношений между США и Россией будет происходить. Санкции будут вводиться. Рано или поздно они затронут и финансовую сферу. Но пока гром не грянет, никто креститься не будет.
Печать