Доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о готовности коллективного Запада к новой антироссийской пропагандистской кампании уже на платформе здравоохранения.Интерес к теме коронавируса на Западе вполне понятен. Несмотря на предпринимаемые усилия, угроза заражения значительной части населения и в США, и в Европе, и в Японии достаточно высока. Миллионы людей болеют, имеются всё ещё фатальные исходы, катастрофически не хватает противопандемийных лекарств. К тому же и качество уже имеющихся вакцин подвергается сомнению на экспертном уровне. Так, например, обновленные исследования вакцины производства компании AstraZeneca понизили эффективность препарата до 76%.
Всё это вполне понятные нам проблемы, хотя степень пораженности россиян коварным COVID-19 качественно ниже, чем на Западе, проблема противостояния пандемии, безусловно, носит общий характер, поэтому нам близки тревоги коллег и оппонентов коллективного Запада. Имеется вполне реальное поле общих интересов и платформа для сотрудничества в сфере противостояния глобальной угрозе. Есть возможности для взаимодействия ученых в разработке вакцин, кооперации в производстве уже имеющихся противоэпидемических средств. И надо сказать, что инициативы России в данной области достаточно позитивно воспринимаются во всём мире. Уже запущен процесс регистрации российского препарата «Спутник V» в Европейском союзе. Российский фонд прямых инвестиций активно содействует налаживанию производства вакцины за рубежом – в Индии, Южной Корее, Бразилии, Китае, Казахстане и других странах.
С общим настроем на сотрудничество резко контрастируют попытки политизации этого медицинского, по своей сути, вопроса. В Словакии, например, дискуссия относительно применения российской вакцины привела к правительственному кризису. Но антирекорд поставил президент Франции Эммануэль Макрон, заявивший не более и не менее как о "войне вакцин", развернувшейся-де из-за «стремления России и Китая
оказать влияние с помощью вакцин».
Непонятно, кто, кому и когда объявлял эту войну, Каковы её цели и в каких формах она ведётся? Очевидно одно. При всём желание русофобов "коллективного Запада" приписать России инициативу такой, с позволения сказать, «войны» весьма сложно, да и просто невозможно. Да, в России сертифицирована первая в мире противоковидная вакцина. Верно и то, что эта вакцина получила позитивные оценки международного экспертного сообщества, она активно применяется как в самой России, так и в ряде зарубежных государств. Вряд ли можно серьёзно утверждать и то, что российская вакцина представляет какую-либо экономическую конкурентную опасность для западных производителей и бизнесменов. Скорее наоборот, совместно её производство открывает реальные возможности для её успешной коммерциализации к выгоде и для западных участников такой кооперации. Да и говорить-то о коммерциализации медицинских препаратов в условиях, когда речь идет о человеческих жизнях, как-то не очень уместно.
В чём же тогда причина этой весьма смахивающей на откровенную истерию новой антироссийской и антикитайской пропагандистской кампании уже на платформе здравоохранения? Приходится констатировать, что речь в данном случае идет о том, что российские противовирусные вакцины опрокидывают натоцентристскую модель строительства отношений Европейского союза с нашей страной. То, что что сотрудничество необходимо в Европе понимают многие, памятны слова «архитектора Европы» Гельмута Коля "Европа без России невозможна», так же, как и ответ на них Владимира Путина «…мы не мыслим своего развития без развития отношения с Европой».
Но вот реализацию этого очевидного принципа в Евросоюзе и НАТО видят на основе модели " ведущего и ведомого ". И ведущим фигурантом в этой модели мыслится Европа, а ведомым "немытая, лапотная" Россия. Это означает что наша страна, выступая в роли энергосырьевого придатка развитых, главным образом финансовом отношении, европейских государств, одновременно должна неукоснительно соблюдать их менторские рекомендации в области прав человека и демократических свобод. При этом следует оговорить, что понятие демократических свобод и прав человека наши западные партнёры воспринимают весьма своеобразно. Нередко они являются ничем иным, как дымовой завесой для установления своего политического доминирования над всем евразийским пространством.
Ситуация, прямо скажем, не новая. Великая армия Наполеона, продвигаясь с очевидно захватническими целями на Восток тоже пыталась использовать лозунг Великой Французской революции "Мир хижинам - война дворцам". Но в печально знаменитом тосте 30 июня 1812 г. в захваченном Вильнюсе император был более откровенен: «Я пришел, чтобы раз и навсегда покончить с колоссом северных народов. Шпага вынута из ножен. Надо отбросить их в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы».
Так что, объявляя России «вакцинную войну», президент Эммануэль Макрон идет по стопам своего великого предшественника. Но времена изменились. Концепция «ведущего и ведомого» обанкротилась. «Немытая и лапотная» оказалась способной раньше цивилизованных западных профессоров синтезировать эффективную противовирусную вакцину «Спутник V», так же, как 60 лет тому назад ее гражданин первым в мире облетел Землю на обитаемом космическом корабле.
Да и с точки зрения оптимальной организации общества значение уроков западных менторов потускнело в свете того, что при многократно меньших финансовых и материальных ресурсах «автократическая» Россия оказалась более способной противостоять пандемии, проводить необходимые антикоронавирусные мероприятия.
Невинными жертвами этого русофобского комплекса превосходства и недомыслия собственных руководителей стали братья-украинцы, элита которых опять же по политическим мотивам отвергла саму идею сотрудничества с Россией в борьбе с пандемией и расплачивается сейчас высокой долей больных в общей численности и так сокращающегося населения.
Эпизод с "вакцинной войной" не нов. Когда ученому и гуманисту Бертрану Расселу предложили написать монографию по истории человеческой глупости, он после некоторого размышления согласился, но добавил при этом, что его работа будет весьма похожа на всеобщую историю человечества. Великий британец мог позволить себе роскошь подобного смелого высказывания в условиях, когда острота глобальных проблем не была столь очевидной, как в двадцать первом веке. Но в наше время, когда пандемия COVID-19 легко может оказаться лишь репетицией глобальных угроз, связанных с неконтролируемым научно-техническим прогрессом и распространением достижений NBIC-конвергенции (гипотетическое ядро6-го технологического уклада, основанное на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Результатом NBIC-конвергенции будет являться полное слияние этих технологий в единую научно-технологическую область знания – прим.авт.) по всему миру, цена технологических перекосов резко возрастает, а сотрудничество в противостоянии новым вызовам и угрозам становится не просто желательным, но абсолютно необходимым условием выживания в условиях глобализации.
Не будучи оптимистом в оценках будущего, выдающийся германский философ Георг Гегель сказал как-то, что сова мудрости вылетает из уха богини Минервы только в сумерках. Мыслитель хотел подчеркнуть при этом, что человечеству свойственно сначала делать открытие и внедрять научно-технические и медицинские достижения в практической жизни, и только затем осмысливать их истинное воздействие на перспективу своего развития. Предлагая свою вакцину зарубежным странам, проявляя на всех уровнях готовность к сотрудничеству в её производстве, равно как и в разработке других более совершенных вакцин, Россия предлагает тем самым выпустить сову Минервы из клетки политического заточения, в которую её поместили на её исторической родине - в странах коллективного демократического Запада.
Печать