Хотя до официального старта федеральной избирательной кампании осталось еще несколько месяцев, кандидаты и партии уже ведут активную работу в широких массах. И «Справедливая Россия» не является исключением. Так, на минувшей неделе жители столицы могли ознакомиться с черновыми набросками предвыборной программы эсеров, получив из рук агитатора возле станции метро очередной выпуск партийной газеты за номером № 241 (тираж – более 5,7 млн. экземпляров).
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что руководство справедливороссов решило использовать силу печатного слова, чтобы привлечь внимание общественности к теме борьбы с бедностью, что более чем похвально и вполне рационально. Однако выбранная для этого форма вызывает некоторое недоумение.Старушка против медведяПередовица газеты отведена для контрпозиционирования. С одной стороны мы наблюдаем мохнатую когтистую лапу, привычным движением загребающую толстые пачки пятитысячных купюр. Этот образ, очевидно, символизирует социальную политику «партии власти». Для особо непонятливых граждане дизайнер поясняет, что «сия аллегория» воплощает собой сокращение социальных статей бюджета, повышение пенсионного возраста, рост налогов и т.д. Само по себе это не вызывает вопросов. Однако они появляются, когда читатель устремляет свой взгляд к противоположному разделу, обозначенному при помощи партийного логотипа эсеров.
Гипотетически, там должен присутствовать образ, воплощающий собой партию Сергея Миронова. Однако его место занимает образ пожилой женщины. Внешний вид дамы намекает на то, что в ответ на реплику «Никогда мы не жили так хорошо, как сейчас» от нее можно узнать о себе много нового, но мало приятного. Таким образом, вместо образа «народного защитника» мы наблюдаем сам объект опеки. Это несколько смущает, но не вызывает изумления. Которое возникает при ознакомлении с текстовой частью.
Слова, слова, опять слова, одни слова…Рядом с образом старушки приводится перечень, включающий в себя:
- повышение пособий по безработице и поддержку семей;
- компенсацию расходов на лекарства;
- снижение порога для получения субсидии на ЖКХ;
- ограничение тарифов естественных монополий;
- возврат индексации пенсий работающим пенсионерам.
Исходя из контекста и слогана «Они отнимают – мы возвращаем», читатель думает о том, что непопулярные меры, предпринятые единороссами, противопоставлены достижениям эсеров. Что сразу же повергает его в некоторое смущение: почему он впервые слышит про эти новшества? Разобраться в вопросе он сможет, лишь ознакомившись с большей частью выпуска: речь идет об инициативах, которые «Справедливая Россия» пыталась безуспешно «продавить» через Госдуму, рассчитывает вынести на обсуждение в будущем или предлагала ранее, но они были заимствованы действующей властью. В итоге смысл слогана о возвращении материальных благ народу закономерно теряется. Вопросы вызывает и содержание предложенных мер: даже человеку неискушенному понятно, что речь идет о купировании отдельных проявлений бедности, а не об устранении ее причин.
«Справедливая Россия» предлагает дать бедным немного рыбы, вместо того, чтобы обрисовать план вручения им удочки. Для любого человека в здравом уме и твердой памяти также вполне очевидно, что реализация даже этой скромной программы реформ невозможна, как минимум, без поддержки партии, доминирующей в Госдуме.
«Справедливая Россия» претендует максимум на приобретение статуса «оппозиционной партии №1». Соответственно, реализовать все свои обещания она может лишь при поддержке «Единой России». Той самой партии, которую соратники Сергея Миронова отобразили при помощи символической «загребущей лапы». В итоги весь смысл месседжа можно свести к фразе «мы хотим немного вам помочь, но сможем это сделать лишь при согласии людей из ЕР».
Месседж, уходящий в пустотуНиже располагается текст выступления Сергея Миронова, посвященного стратегии борьбы с бедностью. Доступное и комфортное жилье, рабочие места со стабильно растущей зарплатой, доступные медицинские и образовательные услуги – все это, безусловно, прекрасно. Но каким рецептом должен пользоваться управленец, чтобы достичь всеобщего процветания? И за счет каких средств планируется проведение реформ?
Изумление вызывает и описание «нового широкого среднего класса», в состав которого должны войти, по мысли Миронова, врачи, работники образования, госслужащие, военные и рабочие.
Почти все перечисленные лидером справедливороссом категории населения формируют в настоящее время ядро электората «Единой России». В отличие от представителей действующей власти, эсеры не могут дать им обоснованные обещания относительно роста благосостояния либо угрожать чем-либо. При этом в период эпидемии коронавируса государство обеспечило им стабильность занятости и дохода на фоне острейшего экономического кризиса. Таким образом, смена партийной ориентации теряет для них смысл.
В то же время глава СР игнорирует в своей речи целую армию потенциальных сторонников из числа россиян, пострадавших от экономических последствий эпидемии ковида. Мелкие бизнесмены, лишившиеся своего дела, наемные работники, оставшиеся «за забором» без каких-либо сбереженений, молодые специалисты, лишенные возможности устроится на работу по специальности и подрабатывающие грузчиками, таксистами и курьерами. Вот далеко не полный список тех социальных групп, среди которых повестка эсеров могла найти отклик. В одной лишь сфере услуг Миронов мог бы найти гораздо больше сторонников, чем в армии или системе образования. Однако почти все внимание лидера партии концентрируется на бюджетниках.
«Где этот инвалид»?Перечень «огрехов», за которые цепляется глаз при прочтении газеты, можно продолжать еще долго. Однако куда более насущной нам представляется задача по поиску ответа на сакраментальный вопрос «Кто виноват»?
Вполне очевидно, что возглавляющий центральный аппарат партии политтехнолог Дмитрий Гусев вряд ли бы одобрил выпуск АПМ с таким количеством неоднозначных моментов: сомневаться в его компетентности мог бы только совершенно некомпетентный человек. Вероятнее всего, его внимание в настоящее время сконцентрировано на выработке стратегии будущей кампании, рекрутировании членов команды и переговорах с лидерами обновленной партии. Эта ситуация, вероятно, создала «окно возможностей» для не вполне добросовестных исполнителей, что и привело к появлению изобилующей недостатками газеты.
Печать