Рост коррупции, о котором заявили в Генпрокуратуре РФ, связан с увеличением количества уголовных дел по соответствующим статьям. Это значит, что силовики стали активнее работать по таким преступлениям, заявил URA.RU председатель Национального антикоррупционного комитета и член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Ранее Генпрокуратура заявила о росте коррупции в России в январе и феврале 2021 года на 11,8%. Почти половина преступлений — это дача или получение взятки.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин уверен, что количество пойманных взяточников не решает проблемы с коррупцией.Коррупция - это не просто взятки и откаты, в чем усиленно пытаются убедить общественность. На самом деле, коррупция - это любые способы неэффективного выполнения чиновниками своих должностных обязанностей. И не только чиновниками, но и должностными лицами в бюджетных учреждениях и госкомпаниях. Исходя из этого определения, становится понятно, что коррупция возникает в государстве в том случае, если неэффективно работает система госуправления. Именно поэтому граждане или бизнесмены стараются найти «лазейки», чтобы добиться выполнения государством своих функций.
Если, скажем, то или иное ведомство из-за бюрократической волокиты не выдает некий документ в положенный административными с регламентами срок, то заявитель и пытается «умаслить» чиновников с помощью взятки. То есть коррупция - это всегда
дорога с двунаправленным движением: есть корыстный чиновник, не выполняющий своих обязанностей, и гражданин или бизнесмен, желающий получить от государства некую услугу. Если законно, то это для него долго или сложно, вот он и пытается обойти закон.
Вывод прост: необходимо работать над совершенствованием законодательной базы и правоприменительной практики. Само по себе количество пойманных взяточников, о которых рапортуют правоохранители, никоим образом не говорит об эффективности искоренения коррупции. Ведь бороться с ней можно не только репрессивными методами, а в первую очередь с помощью совершенствования работы госаппарата, госкомпании, бюджетных учреждений…
Лишь один пример - отсутствие в России закона о лоббизме, который давно существует во многих странах. В первую очередь, конечно, в США. Естественно, наличие закона - не панацея, но уж точно позволило бы легализовать многие инструменты того неформального взаимодействия государства и общества, которые сейчас относятся к сфере коррупции. Предположу: был бы закон о лоббизме, Шпигель бы Белозерцеву, возможно, продолжал бы носить деньги, но это было бы уже формализовано и узаконено.
Печать