Реорганизация ключевых институтов развития Северо-Кавказского федерального округа АО «Курорты Северного Кавказа» и АО «Корпорация развития Северного Кавказа» в форме объединения позволит повысить эффективной новой структуры и увязать ее работу со стратегией развития округа и регионов. Об этом заявил заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров. Он отметил, что комплексный аудит институтов развития СКФО, который был проведен после их перехода в ведение Минэкономразвития, показал, что не все механизмы работают эффективно.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что федеральный центр работает с Северным Кавказом по остаточному принципу.Институты развития на Северном Кавказе существуют уже больше десяти лет, с тех пор как полпредом стал Александр Хлопонин. Проблемы с эффективностью этих институтов тянутся именно со времен Хлопонина, можно сказать, по инерции. Полпред был слишком увлечен мегапроектами, такими как медицинский кластер на Кавминводах или выставочный комплекс «Минводы-Экспо», не особо заботясь о поддержке низовых предпринимательских инициатив.
То есть на Северный Кавказ пытались перенести опыт, который у Хлопонина был в Красноярском крае, но на Юге такое не работает - и другой менталитет, и социальная структура, да и просто более высок уровень коррупции, зато ниже качество работы госаппарата. А учитывая, что «красноярская» команда Хлопонина занималась Северным Кавказом до самых недавних пор, то и неудивительно, что созданные еще в 2010 году институты работали малоэффективно. Хотя тут речь скорее не только о персоналиях, а об ошибочности самой стратегии развития.
В чем можно согласиться с Назаровым, так это в том, что «отсутствует качественное планирование», есть раскоординация Москвы и регионов, отсутствует «система внутренней оценки эффективности». Правда, каждый новый куратор округа об этих проблемах говорит, но ситуация, как мы видим, почти не меняется. Есть еще и проблема в том, что каждый новый куратор региона, только успев понять его проблематику, меняется на другого. Только за последние два года сменились Чеботарев, Бабич, Мутко.
О чем это говорит? О том, что Москва, при всем декларируемом внимании к Северному Кавказу, решает его проблемы по остаточному принципу.
Печать