Как стало известно на днях, федеральный список «Российской партии свободы и справедливости» (РПСС, ранее известной под брендом КПСС) возглавит журналист Максим Шевченко.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о перестановках в партийных рядах.
Немного историиБольшинство экспертов относят РПСС к числу партий-спойлеров. Она была создана политтехнологом Андреем Богдановым и традиционно выступала в качестве ресурса, позволяющего оттянуть часть голосов у КПРФ. В отдельных случаях ее представителям удавалось добиться крупных успехов на региональном уровне. Так, осенью 2018 г. тогда еще КПСС сумела получить 6,14% голосов избирателей в ходе выборов в законодательное собрание Владимирской области КПСС. Что принесло детищу Андрея Богданова одно место в региональном парламенте и право на участие в выборах в Госдуму в 2021 г. без сбора подписей. Последнее превратило КПСС в достаточно ценный актив на фоне большинства малых партий.
Новые лица партии
Недавно партия прошла через процедуру ребрендинга, сопровождавшуюся сменой руководства.
Андрей Богданов передал управление обновленной партией Константину Рыкову – политтехнологу и медиаменеджеру, известному в качестве идеолога кампании «За Путина» в 2007 г. и создателя интернет-движения в поддержку Дмитрия Медведева в 2011 г. Ранее Рыков занимал пост главы интернет-департамента «Первого канала», а также участвовал в создании серии реалити-шоу, включая такие проекты, как «Фабрика звезд» и «Последний герой». Глава РПСС также являлся депутатом Государственной думы V созыва в составе фракции единороссов.
Роль публичного лица партии Рыков решил делегировать Максиму Шевченко – одному из наиболее узнаваемых левых спикеров на сегодняшний день. Ранее журналист тесным образом взаимодействовал с КПРФ и даже возглавлял фракцию «зюгановцев» в заксобрании Владимирской области. Однако в итоге Шевченко все же решился на сотрудничество с теперь уже бывшими конкурентами КПРФ. Об истинных причинах перехода журналиста в лагерь РПСС неизвестно, однако в СМИ активно тиражируется версия о том, что к этому шагу его подтолкнул
отказ коммунистов поддержать его выдвижение по 208 одномандатному округу Москвы на выборах в Госдуму. Существует версия, что этот отказ переполнил чашу терпения Шевченко, поскольку ранее однопартийцы уже срывали его планы относительно участия в выборах. Так, в 2019 г. он рассчитывал принять участие в выборах в законодательное собрание Севастополя, однако региональное отделение
КПРФ так и не включило его в партийный список. Конкуренция за «справедливость»
Сам по себе выбор Максима Шевченко в качестве главы партийного списка РПСС вряд ли серьезным образом повлияет на ход политического процесса (несмотря на высокий уровень узнаваемости журналиста и его авторитет в левых кругах). Однако в совокупности с решением о переименовании партии и смене ее лидера произошедшее следует рассматривать как еще одно проявление масштабной «перестановки сил» на левом фланге спектра политических партий.
Буквально накануне старта «думской» избирательной кампании постепенно угасавшая «Справедливая России» провела собственную перезагрузку, объединившись с «Патриотами России» и прилепинцами. Потенциал обновленной партии, впрочем, вызывает вопросы. В конце января о готовности
поддержать триединый проект в ходе думских выборов заявили 10% участников исследования ВЦИОМ. Еще 46% респондентов заявили, что допускают для себя голосование за обновленную партию. Однако уже к концу марта 2021 г. электоральный рейтинг партии упал до 6,9%.
Как отмечает политолог, эксперт Центра ПРИСП Марат Муллагулов, «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»
обращается к «рассерженному избирателю» с простыми лозунгами и понятными посылами, успешно обыгрывая сюжеты, связанные с непопулярными инициативами власти и отсутствием жесткой реакции на них со стороны парламентской оппозиции.
На этом фоне смена позиционирования РПСС способствовала росту политических очков «Коммунистов России». Они лишились единственного конкурента на роль прямого спойлера КПРФ. Прочие левые проекты относятся к числу смысловых двойников «зюгановцев» и потому не могут рассчитывать на ощутимый переток голосов от коммунистов. Однако партия вряд ли сумеет конвертировать новые обстоятельства в достижения, лежащие за пределами роста коммерческой стоимости. По справедливому замечанию политконсультанта, эксперта Центра ПРИСП Андрея Кудисова, для выхода за пределы «малого формата» партия нуждается, как минимум, в консолидирующей людей и доступной для понимания идее, а также лидерах-харизматиках.
И то, и другое в распоряжении «Коммунистов России» отсутствует.
По мнению руководителя агентства «Максимов-консалтинг» Андрея Максимова, «похороны» бренда КПСС должны также облегчить положение КПРФ. Аналогичную позицию занимает и директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
Одновременно на повестку дня встает вопрос о том, не станет ли РПСС соперником для эсеров и «пенсионеров» в рамках борьбы за электорат с запросом на «справедливость».
Шансы на это, впрочем, достаточно невелики в силу отсутствия у РПСС достаточной ресурсной базы, что
ранее уже было отмечено президентом Российской ассоциации политических консультантов, экспертом Центра ПРИСП Алексеем Куртовым и директором по политическому анализу компании ИНСОМАР, экспертом Центра ПРИСП Виктором Потуремским.
Печать