В минувший вторник прошел второй онлайн-ивент новой коммуникативной площадки для молодых политологов «Фронтовая политология», организованной при поддержке Общероссийского народного фронта. Темой мероприятия стали праймериз. Роль ведущего на себя взял Павел Склянчук - заместитель председателя Совета молодых политологов РАПН.
В качестве главного гостя ивента выступил политтехнолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.Корни технологии праймеризОтвечая на вопрос о смысле ее использования, Евгений Минченко заострил внимание на том, что предварительное голосование «выросло» из формата партийных кокусов в США и Великобритании. Рост численности кандидатов сделал невозможным использование традиционных методов определения претендента, который будет представлять партию в избирательном бюллетене. Первоначально участники кокуса легко умещались в одном помещении, в котором сторонники того или иного кандидата могли буквально «разойтись по углам», выражая поддержку своему лидеру. Однако увеличение числа претендентов вынудило организаторов процесса отказаться от привычного формата, в результате чего и была создана технология праймериз. Как подчеркнул эксперт, она носит вариативный характер: в США форма предварительного голосования меняется не только от штата к штату, но даже от графства к графству.
Уязвимости праймеризС технологической точки зрения она обладает рядом уязвимостей. Во-первых, в случае проведения открытых праймериз, предполагающих привлечение к процессу людей, не являющихся сторонниками партии, ее политические оппоненты могут косвенно вмешаться в ход голосования, обеспечив победу наиболее слабого или просто выгодного для себя кандидата. Ярким примером в данном случае является вмешательство консерваторов в праймериз лейбористов с целью обеспечить победу Джереми Корбина (которого руководство тори рассматривало как радикала-левака, способного оттолкнуть от вигов неопределившегося избирателя).
Попытки использовать этот недостаток предварительного голосования фиксируются и в ходе нынешних праймериз «Единой России»: из ряда регионов приходят сигналы о том, что в качестве выборщиков регистрируются сторонники радикальной оппозиции.
Во-вторых, праймериз способствуют выдвижению радикально настроенных кандидатов. В предварительном голосовании, как правило, принимают участие именно сторонники партии – люди идейно заряженные, и потому более радикально настроенные по отдельным вопросам, нежели «среднестатистический избиратель». В результате они голосуют прежде всего за кандидатов-радикалов. Однако в ходе «нормальных» выборов борьба между партиями разворачивается в первую очередь за голоса неопределившихся избирателей, которых зачастую отпугивают победившие на праймериз кандидаты- «фанатики». Именно по этой причине возникла идея привлекать к участию в предварительном голосовании людей, не являющихся официально сторонниками партии.
Админресурс и предварительное голосованиеВ рамках обсуждения роли административного ресурса в ходе праймериз Евгений Минченко отметил, что попытки использовать мобилизационный потенциал своих организаций со стороны госслужащих и владельцев бизнес-структур действительно имеют место. Однако роль этого фактора не следует преувеличивать. Политтехнолог Сергей Толмачев, выступавший в качестве преподавателя на семинарах «Минченко консалтинг», дважды сталкивался в ходе праймериз с использованием административного ресурса со стороны оппонентов. В одном из этих эпизодов его оппонентом был глава военной кафедры в Сибирском федеральном университете, рассчитывавший на поддержку со стороны студентов. Однако Толмачев лично посетил общежития вуза и развернул агитацию среди их обитателей, что и принесло в итоге победу его кандидату. Политтехнологу не помешало и то, что против его нанимателя выступали авторитетный бизнесмен Анатолий Быков и тогда еще спикер красноярского заксобрания Усс.
Праймериз – для ресурсных кандидатов?В ходе дискуссии участники ожидаемо обратились к вопросу о том, не является ли участие в праймериз привиллегией для ресурсных кандидатов, способных покрыть затраты и на предварительное голосование, и саму избирательную кампанию.
Евгений Минченко выразил несогласие с этой позицией, подчеркнув, что предварительное голосование дает его участникам преимущество за счет раннего старта кампании. Победа на праймериз открывает для кандидата доступ к партийным ресурсам. В особенности четко это проявляется в случае борьбы за места в партийных списках. Для претендентов, чьи фамилии вошли в партийный список по итогам предварительного голосования, избирательная кампания фактически заканчивается в мае.
Участие в праймериз также открывает широкие возможности с точки зрения работы с избирателями в цифровом пространстве. Накопление баз данных избирателей (в первую очередь – уникальных адресов их мобильных устройств), в частности, позволяет заранее выстроить системы таргетирования и парсинга.
Глава «Минченко консалтинг» не согласился и с точкой зрения, согласно которой праймериз не вызывают особого интереса у потенциальных участников. По словам политтехнолога, ему поступает большое количество заказов на подготовку кандидатов к участию в праймериз в конкретных регионах. В роли заказчиков выступают не только партийные структуры, но и не связанные с ними элитные группы.
Праймериз: барьеры для оппозицииКомментируя отказ оппозиционных партий от использования формата праймериз, Евгений Минченко обратил внимание на то, что большинство структур, конкурирующих с «Единой Россией», неспособны обеспечить достаточно высокую явку (даже сама «партия власти» не может вовлечь в предварительное голосование более 10% избирателей). Низкая явка создает широкие возможности для манипуляций со стороны внешних игроков. Проблемы создает и нехватка финансирования. Получить недостающие средства можно только у спонсоров, но те не заинтересованы во вложениях в праймериз без гарантии победы своих кандидатов.
Дебаты: скрытые возможностиЭксперт выразил согласие с тем, что при наличии большого числа кандидатов дебаты между участниками праймериз превращаются скорее в совместное агитационное мероприятие. Однако глава «Минченко консалтинг» подчеркнул, что при должном уровне подготовки кандидат может использовать дебаты, чтобы качественно отстроиться от своих оппонентов. Для этого участник дебатов должен осознавать, какие задачи стоят перед ним. Он не должен стремиться к тому, чтобы «переспорить» оппонента, раскрыть тему дебатов, выбрать максимальное время или предстать в глазах аудитории «самым умным» или «самым заметным». От него требуется продемонстрировать правильно выбранный образ, удержать повестку и транслировать четко сформулированный сигнал своим целевым группам.
Также кандидат должен осознавать, что дебаты не сводятся к выступлению за трибуной. Освещение подготовки к дебатам и самого выступления участников праймериз, интерпретация их итогов – все эти направления работы не могут быть проигнорированы.
Политическое волонтерствоОбращаясь к вопросу о привлечении волонтеров к организации праймериз и избирательных кампаний, Евгений Минченко отметил, что этот процесс в России только начинает набирать обороты. В настоящее время широкое использование волонтеров в ходе выборов по большей части характерно для оппозиционных партий.
В отличие от США, участие в политическом волонтерстве не приносит людям дополнительных очков при поступлении в вуз, не засчитывается в качестве практики для студентов-политологов, не предоставляет возможностей с точки зрения расширения сети социальных контактов.
В Америке волонтеры чаще всего не принадлежат к числу сторонников кандидата или партии. Это члены определенного сообщества, продвигающего его повестку. Для полноценного развития политического волонтерства нужны несколько конкурентоспособных партий, способных обеспечить продвижение определенной повестки. В случае России в качестве «болевых точек», вокруг которых выстраивается политическое волонтерство, могут стать проблемы обманутых дольщиков, массовой застройки или экологическая тематика.
Однако в РФ в настоящий момент почти все группы интересов спешат присоединиться к «Единой России», поскольку их лидеры осознают, что эта партия почти гарантировано одержит победу.
Печать