Президент США Джо Байден выступил 15 апреля с заявлением по России. Ранее в тот же день он подписал указ об антироссийских санкциях.
Действия Соединённых Штатов показывают дефицит идей нынешней американской элиты, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперта Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Здесь необходимо рассматривать общий блок – звонок Байдена Путину, введение санкций и вчерашняя речь, посвященная России. Это единая трехходовка в исполнении администрации президента США. Все эти действия должны убедить мир, кто является «царем горы» и задает ритм в мировой политике. Это стандартная американская попытка доминировать, устанавливать свои правила игры и задавать повестку дня, которая должна считываться таким образом – мы наказали Россию за ее нехорошие действия, а после того, как Россия понесла заслуженное возмездие, можно с ней и поговорить, после того, как мы пнули ее своим кованным сапогом.
На самом деле, все это звучит неубедительно, поскольку не соответствует нынешним реалиям. Так можно было себя вести, когда США действительно были сверхдержавой во всех смыслах этого слова. Сейчас – это сверхдержава, которая клонится к закату, и уже не является единственным лидером мира. И мир уже не является однополярным совершенно. Поэтому, данные риторические приемы не работают. Мне это напоминает Османскую империю или Империю Цинь периода упадка, когда эти в прошлом мощные государства сохраняли свою риторику доминирования в отношениях с другими странами, хотя реально она уже ни в коей мере не соответствовала балансу сил.
Что касается санкций. Там проскользнула идея того, что, если русские будут продолжать, мы применим и другие санкции, более серьезные. Не применят. Нет никаких серьезных санкций. Что мы видели вчера, самое серьезное – это санкции против суверенного долга. Здесь есть несколько моментов, которые важно учитывать. Первое, это уже во второй раз, такая санкция уже была некоторое время назад введена, ее немного расширили. Второй момент – приоткрыли дверку, оставили американским компаниям возможность скупать на вторичном рынке российские облигации, третий момент – это удар по американскому бизнесу, а не по России. Удар по американским компаниям, для которых закрывается окно возможностей. Ну и четвертое – нет критичного российского долга.
По сути, это санкция, которая представляет удар в пустоту. Внешне звучит грозно, реально – это действительно грозная мера, если страна должник и полностью зависит от американского рынка. Россия не должник, Россия двадцать лет назад уже выплатила все долги, и тот оперативный долг, который есть сейчас – ничтожная сумма. Россия не должна никому и практически никак не связана с американской экономикой – эти связи рвутся на наших глазах, их становится все меньше и меньше.
Персональные санкции – самый большой список, тридцать два физических и юридических лица попали в эти санкции. Причем, внимание! Три человека подверглись санкциям второй раз. В том числе, мой хороший товарищ, известный российский эксперт Александр Малькевич удостоился дважды попасть в санкционные списки Соединенных Штатов. Это уже напоминает анекдот. То ли американские старцы перепутали какие-то бумажки с санкционными списками и получилось так, что одни и те же люди попали в них второй раз, то ли закончились российские граждане.
Вывод очень простой – это рассчитано на американского обывателя, который не знает о том, что Александр Малькевич уже был внесен в санкционные списки. Следовательно, это абсолютно бессмысленное действие, даже с учетом того, что и в первый раз внесение в список тех или иных российских физических лиц было бессмысленным, потому что те, кого вносят в эти списки, не имеют собственности в США, не открывают там своих счетов, и не собираются проводить остаток жизни на американской вилле. И это, в некотором роде, показывает дефицит идей и здравого смысла нынешней американской элиты.
Печать