Председатель Центризбиркома Элла Памфилова приветствовала внесение в Госдуму поправки об отмене «дня тишины» в случае многодневного голосования. «Я не могу к ней относиться по-иному, могу только приветствовать, поскольку это была моя инициатива, как председателя Центризбиркома, я с ней выходила во все соответствующие инстанции. Я очень рада, что законодатели поддержали нашу инициативу», - сказала она.
По мнению политконсультанта, эксперта Центра ПРИСП Сергея Гречишникова, «день тишины» всегда был иллюзией.По сути дела, с развитием всякого рода коммуникативных технологий
«день тишины» потерял всякий смысл. Скажем, в социальных сетях все-равно идет агитация перед днем голосования. Так что, как бы это не запрещали, партии и кандидаты будут за себя агитировать самыми разными доступными способами.
Биллборды и так висели раньше, полученные людьми газеты тоже не уничтожались в «день тишины». Да, нельзя было крутить ролики по телевизору, нельзя было агитаторам ходить по квартирам, но можно было приглашать на выборы, что тоже является скрытой формой агитации. Если к человеку приходили в течение трех месяцев агитаторы, а в «день тишины» они же приходят и приглашают гражданина на выборы, это означает, что по факту они агитируют. Поэтому «день тишины» превратился в профанацию. Это некая иллюзия того, что агитации нет.
История выборов в пореформенной России имеет четыре этапа. До середины 90-х годов это был этап так называемого «белого пиара», когда еще не было развитых политтехнологий и каждый кандидат думал, сейчас он о себе просто расскажет, и его выберут. Потом – со второй половины 90-х годов - наступил этап «черного пиара». И третий этап, который частично хронологически пересекался со вторым – юридические войны, когда можно было снимать кандидатов за различные нарушения, и ангажированные избирательные комиссии принимали такие решения. Ну а поскольку любое наступательное оружие провоцирует появление оборонительного, было решено, что необходимо ограничить возможность снятия кандидатов с выборов. В последнюю неделю перед выборами вообще никого не снимают. И в эту неделю начиналась какая-то вакханалия незаконного пиара, потому что уже никого не снимали. Выпускали газеты и листовки без выходных данных, с финансовыми нарушением и и так далее. Было решено, чтобы замордованного политтехнологиями избирателя оставить в покое, в субботу перед выборами агитацию отменить. Но смысла в этом особого и тогда не было. Скорее это была попытка поиграть демократическими ценностями.
Но тогда не было электронных средств коммуникации, а сейчас интернет побеждает телевизор. Так что, инициатива Эллы Памфиловой – это шаг навстречу объективной реальности.
Печать