В обзоре товарных рынков Всемирного банка за I квартал 2021 года отмечено, что рост цен на продукты питания, особенно на биржевые товары, в глобальном масштабе наблюдается уже около года. Цены выросли в среднем на 20% в годовом исчислении — до самого высокого уровня за последние семь лет. Согласно, прогнозу, подорожание сельскохозяйственных товаров и продовольствия продолжится до конца года и составит около 13%.
Журналист Евгений Огородников отмечает, что для России такая рыночная конъюнктура может оказаться полезной, однако у нее есть и обратная сторона.Ралли на аграрных рынках продолжается. Bloomberg Agriculture Spot Index вышел на максимумы с 2013 года. Цены растут так, словно кушать больше нечего. Пшеница, кукуруза, соевые бобы достигли максимальных цен с 2013 года. Соевое масло на 10 летних максимумах.
Для России, за последнее десятилетие раскачавшей сельское хозяйство и вышедшей на самообеспечение, этот рост - возможность поднять доходы регионов, диверсифицировать экспорт и еще на пару миллиметров слезть с нефтяной иглы.
Однако у роста цен на продукты есть и обратная - негативная - сторона. Вспомним, что "арабская весна", прокатившаяся по странам Ближнего Востока десятилетие назад, началась как раз с протестов из-за подорожавших продуктов. В итоге "весна" затронула два десятка государств, в том числе привела к трем революциям - в Тунисе, Египте и Йемене и двум гражданским войнам – в Ливии и Сирии.
Печать