В ночь на 29 апреля на границе Киргизии и Таджикистана вспыхнули крупные бои, стороны стягивают в зону конфликта тяжёлую бронетехнику, применяется артиллерия, а счёт раненых, в том числе среди мирных жителей, идёт на десятки. Оба государства обвиняют друг друга в провоцировании конфликта.
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о накалившейся обстановке между двумя государствами.Военный конфликт на границе Таджикистана и Кыргызстана породил значительное количество медийных домыслов, вбросов и откровенных фейков, что в совокупности позволяет говорить о ведущейся информационной войне, с одной стороны - против присутствия России в центрально-азиатском регионе, с другой стороны - с целью нагнетания взаимной неприязни тюркоязычных и ираноязычных народов.
Наличие скоординированной медиакомпании говорит о существовании предварительных договоренностей и зарубежных интересантов у этого конфликта.
География «громких» заявлений акторов, вовлеченных в данную медиакампанию, также говорит о многом.
Отметился своим комментарием украинский политолог Юрий Пойта: «ОДКБ оказалась неспособной защитить собственных членов».
Затем последовал резкий пост казахского оппозиционера Мухтара Аблязова, который прокомментировал появление Путина с Рахмоном на параде следующим образом: «Путин дал понять кыргызам, что он автор военного конфликта с таджиками... Он посылает ясный сигнал - демократические перемены в Кыргызстане его не устраивают. Путин будет дружить только авторитарными и мафиозными режимами, такими как в России, Казахстане, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане».
Очевидно, что за данной медиакампанией может скрываться американский фактор («ищи, кому выгодно»).
США выводят свои войска из Афганистана. И Штаты рассматривают возможность размещения выведенных из Афганистана войск в странах Центральной Азии, в частности - в Узбекистане и Таджикистане. Умело используя «афганский фактор» в своих руках и массированную поддержку лояльных СМИ, США пытаются убедить центральноазиатские республики в их уязвимости и склонить к расширению взаимодействия в сфере безопасности.
Некоторая медлительность и вялость в заявлениях российских официальных лиц, особенно на фоне оперативных публичных заявлений лидеров Узбекистана и Казахстана, также дала некоторые поводы для разочарования со стороны кыргызской стороны (которая традиционно ориентируется на Россию).
Ну и, конечно же, на основе отдельных новостных поводов, не могли не последовать далекоидущие выводы, которые по своим необъективным интерпретациям в какой-то степени можно отнести к фейкам:
- переориентация Кыргызстана на Турцию. Меняется вектор? Представители КР провели ряд встреч с властями Турции на разных уровня;
- переориентация Кыргызстана на США. Президенту Киргизии Садыру Жапарову настойчиво «продают» необходимость переориентации на Вашингтон «прямо сейчас». Его патрон Курманбек Бакиев с окружением не могут простить себе нерешительность 11 лет назад. Тогда, за несколько дней до очередной революции, США им предлагали политическую помощь и деньги, неофициально и на комфортных условиях - пишет один из телеграм-каналов.
Однако новости последних дней наконец вносят ясность и ставят всё на свои места.
Речь идет о поездке Рахмона в Москву 9 мая и последовавшем затем разговоре Путина и Жапарова, в ходе которого, была обсуждена ситуация вокруг конфликта на границе, а также получены обещания в оказании помощи со стороны России при преодолении гуманитарных последствий.
Наиболее верную оценку этим событиям дает известный кыргызский политолог Марс Сариев: «С моей точки зрения, поездка Рахмона в Москву на празднование 9 Мая - это фактически вызов на ковер президента Таджикистана в связи с его демаршем, попыткой молниеносной войны, когда проходило заседание ЕАЭС в Казани, заседание ОДКБ в Душанбе, причем главенствовал в ОДКБ Таджикистан».
В общем, инфовойны в «мягком подбрюшье» России продолжаются. Буду следить за оперативной информационной обстановкой…
Печать