Василий Полищук, сотрудник Особого отдела КГБ СССР с 1970-1989 г. г, выполнявший задачи по контрразведывательному обеспечению боевых действий специальных подразделений пограничных войск КГБ в Афганистане в 1983-1985г.г. – о физике Олеге Лаврентьеве, открытия которого легли в основу не имеющей аналогов в мире, термоядерной установки «Токамак Т-15МД».
18 мая 2021 года многие телезрители стали свидетелями, будто бы рядового и формального события. Но это далеко не рядовое событие, а свидетельство большого прорыва в области управляемого термоядерного синтеза.
Да, да, именно это продемонстрировали премьер-министр РФ Михаил Мишустин и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, запустив, не имеющую аналогов в мире, термоядерную установку «Токамак Т-15МД». И, что очень важно, она создана на основе отечественных технологий и достижений многих советских и российских учёных, а также научных открытий, мало кому известного и незаслуженно забытого, радиотелеграфиста 221 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, дислоцированного в городе Поронайске (остров Сахалин), младшего сержанта срочной службы, тогда с 7-и классным образованием Лаврентьева Олега Александровича.
Невероятно, но именно этот самородок и самоучка, уроженец города Пскова, переживший фашистскую оккупацию и прошедший войну, в 1950 году впервые в мире без дорогостоящих научных лабораторий и приборов, а только силой своего ума сформулировал идею (зародившуюся у него ещё в 1948 г.) использования управляемого термоядерного синтеза для мирной энергетики и предложил оригинальную конструкцию весьма компактной водородной бомбы, а не устройства размером с двухэтажный дом и весом около 100 тонн, которое разрабатывалось в США. Именно Лаврентьев, предложил заменить жидкие дейтерий и тритий на твёрдое вещество–дейтерия лития-6, способное сдетонировать под воздействием атомного взрыва, многократно его усилив. Кстати, это его открытие, используется и в современных водородных бомбах.
Позже академики Тамм И.Е. и Сахаров А. Д., документально подтвердили, что свои идеи Лаврентьев выдвинул до каких-либо публикаций по этим проблемам. Об этом свидетельствуют и оригиналы документов Лаврентьева, сохранившиеся в ныне рассекреченной Особой папке бывшего ЦК КПСС.
Казалось, что после таких открытий, путь Лаврентьева в науке и в жизни будет усеян розами, но получилось наоборот–он был усеян острыми шипами. А всё из-за того, что этого самородка открыл и сохранил для мировой науки и советского государства, курировавший атомный проект, Лаврентий Берия, с которым Лаврентьев общался всего лишь один раз, в присутствии Сахарова 6 или 7 января 1951 года в Кремле. Но и этого было достаточно, чтобы после смерти Сталина (5.03.1953 г.), и ареста Берии (27 июня 1953 г.), в его научной карьере возникли неожиданные проблемы.
12 августа 1953 года в СССР успешно испытывается термоядерный заряд, в котором используется открытие Олега Лаврентьева. Все причастные, и, даже не причастные к этому событию награждаются, но, только не Лаврентьев. Дальше больше - его лишают допуска к работе в ЛИПАН - Лабораторию измерительных приборов АН СССР (нынешний НИЦ «Курчатовский институт»), занимавшейся, открытой им проблемой управляемого термоядерного синтеза, где он мог бы принести неоценимую пользу для мировой науки и нашего государства. И, как мне кажется, то, что произошло 18 мая 2021 года (запуск установки «Токамак Т-15МД), могло произойти гораздо раньше. А так имеем то, что имеем. Лаврентьева после блестящего окончания учёбы в МГУ в апреле 1956 г. направляют в Харьковский физико-технический институт, который не обладает необходимой базой для научных исследований. Там его поселяют в комнату общежития, где проживает 11 человек. Но, что удивительно, увлечённый наукой, патриот родины Лаврентьев не сломился, не стал жаловаться зарубежным сиренам на свою Родину, а в поте лица трудился до последнего дня жизни. Умер выдающийся учёный и гражданин 10 февраля 2011 года.
А теперь вернёмся к событию 18 мая 2021 года. На стенах зала, из которого премьер-министр Михаил Мишустин и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук запускали установку «Токамак Т-15МД», можно было увидеть множество фотографий, полагаю учёных-ядерщиков, прославивших страну и Курчатовский институт. Только сомневаюсь, что среди них есть фотография Лаврентьева Олега Александровича, тоже внёсшего неоценимый вклад в оборону страны.
Но совершённую в 1956 году ошибку, ещё можно исправить и отдать дань уважения, этому выдающемуся учёному. Сделать это можно легко и просто–взять фотографию Лаврентьева времён его службы радиотелеграфистом (время сделанных им открытий), а можно и две (еще и Лаврентьева-сотрудника ХФТИ), и вывесить в том же зале. Убеждён, что это будет не только справедливо, поучительно, но и полезно.
А ещё, будь моя воля, установил бы, если не памятник или бюст Лаврентьеву, то хотя бы мемориальную доску на его родине в Пскове, в той воинской части, где он служил (если она ещё там дислоцируется), или просто в Поронайске на Сахалине, и на здании МГУ.
Печать