Президент России Владимир Путин и его американский коллега Джозеф Байден проведут переговоры в Женеве 16 июня. Как говорится в сообщении пресс-службы Кремля, встреча назначена «в соответствии с достигнутой договоренностью». Темами переговоров станут «состояние и перспективы дальнейшего развития российско-американских отношений», а также «проблематика стратегической стабильности» и «актуальные вопросы международной повестки дня, включая взаимодействие в борьбе с пандемией коронавируса и урегулирование региональных конфликтов».
Сейчас для США основной экономический противник и основная угроза – это Китай, а не Россия, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.На самом деле Байден летит на встречу с Путиным, как Рейган на встречу с Горбачевым. Он едет в дипломатический вояж по Европе, и одним из элементов этого вояжа будет встреча с Путиным. С другой стороны, конечно, встреча двух президентов - это всегда знаковое событие. Тем более встреча президентов ядерных сверхдержав. При всех потугах Китая или попытках Франции и Великобритании повыше подпрыгнуть, ядерных сверхдержав все равно две. И эта встреча важна для всего мира. В ситуации, когда опять начинают говорить о новой холодной войне, двигать часы судного дня, якобы ядерный конфликт все ближе. Если два лидера встретятся и поговорят, это будет даже лучше, чем телефонный разговор Хрущева и Кеннеди во время Карибского кризиса. И часы судного дня можно будет отодвинуть. Если ядерная война начнется, то не сейчас. Теперь уж точно до 16 июня не начнется. Можно передохнуть.
Ожидать от встречи прорывов здесь и сейчас не нужно, но предположить, что встреча может дать направление этим прорывам, можно. Чтобы были договоренности, дипломаты должны работать несколько месяцев, а иногда и несколько лет. Это не делается с бухты-барахты, если это серьезные документы, а не филькина грамота. Но президенты на этой встрече могут запустить процедуру подготовки таких документов. То есть, они не скажут, мы подписываем новый договор, а сказать, что мы договорились, что такой документ должен появиться, мы дали поручение создать рабочие группы из числа представителей Госдепартамента, МИДа, профильных министерств, военных, они могут. Если такое заявление прозвучит – это будет очень позитивный шаг, это будет говорить о том, что мы начали работать, не реагируя санкциями друг на друга, а начали работать в сторону сближения, хотя бы по каким-то вопросам.
Ну а дальше каждый эту ситуацию будет использовать в своих интересах.
Джо Байдену важно продемонстрировать свою решимость и дать соответствующий сигнал европейским союзникам, чтобы они там держали строй и не выпадали. Важно попытаться показать возможность иной расстановки сил в мире, нежели Китай и Россия - с одной стороны, США и Европа – с другой. Надо понимать, что сейчас для США основной экономический противник и основная угроза – это Китай, а не Россия. Война за Тайвань гораздо более вероятна, чем война за что-либо другое. Россия не собирается нападать ни на Украину, ни на Швецию. Тем более на Чехию и Прибалтику. А с Тайванем вопрос подвешен. Если что-то громыхнет, то там. И в этой ситуации попытаться продемонстрировать Китаю, что у России не столь четкая политическая позиция с Поднебесной, Байдену выгодно.
По сути, это вот не столько игра с Россией, сколько игра с Китаем, но российской фишкой. Так же, как война Наполеона с Россией. На самом деле Наполеон воевал с Англией, а Россию хотел принудить к полноценному союзу. То, что Александр обещал, но потом плавно сошел с этой темы. И война с Россией была постольку-поскольку: вернем Россию в антибританский союз и хорошо. Получилось только немножко не так. Но Россия не была целью Наполеона. И сейчас Россия не является целью Соединенных Штатов, противником является Китай, а с Россией нужно какую-то карту разыграть.
Позиция России в ином. Путин должен, с одной стороны, продемонстрировать союзникам, что в России есть свои сверхзадачи, что Россия не только встраивается в чью-то повестку дня, но и формирует собственную. С другой стороны, России действительно важно сейчас изыскать возможности улучшения международных отношений в экономическом, социально и политическом плане. Попытаться от своих границ отвести потенциальную угрозу - горячих голов вокруг достаточно - чтобы никто не пытался решать свои частные политические вопросы за счет развязывания маленькой войны против России. Понятно, что слушаться будут США. И эта встреча может стать неким посланием союзникам Соединенных Штатов и их вассалам, чтобы все понимали, никаких игр на наших границах устраивать не нужно, несмотря на то, что они «большого дядю» за собой видят.
В случае, если ни о чем не договорились, возможны всякие разговоры о климате, о погоде, о белых медведях. Это то, что будет объявлено.
А то, что мы не услышим, но возможно будет обсуждаться - это вопрос нового экономического кризиса. В США реально негативная статистика в первом полугодии. Важно понять насколько это критично. Это локальная ситуация или США входят в новый цикл большого кризиса. Если входят, то тогда будет проблема у всего мира. И тут могут быть договоренности, как себя в этой ситуации вести, за счет чего, у кого какие претензии. Могут показать, какие у кого карты в рукаве. Но этого мы не увидим.
Печать