Президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко провели встречу в Сочи вечером 28 мая. По итогам переговоров не было запланировано заявлений для прессы.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов отмечает, что союз России и Белоруссии – это фактически такой же по конструкции союз, как ЕС, поэтому здесь Россия, безусловно, будет занимать солидарную с Белоруссией позицию. Прежде всего нужно подчеркнуть, что никакой сенсации во встрече Владимира Путина И Александра Лукашенко нет, потому что они встречаются регулярно. Только за последний месяц это уже третья встреча. И это нормальный деловой формат диалога двух союзников.
Основная тема этой встречи, конечно, интеграция между Россией и Белоруссией. Создается прочный союз. На протяжении достаточно длительного времени, как минимум с декабря 2019 года, идет интенсивный диалог по поводу сопряжения тех или иных аспектов интеграционного процесса. Я думаю, что встреча в Сочи даст новый импульс развитию интеграционных процессов между Россией и Белоруссией.
Но было бы странно, если бы на этой встрече не обсуждался инцидент с Ryanair и ответная истерика со стороны стран Запада. Белоруссия – наш союзник. И Россия очевидно будет поддерживать Белоруссию в этой сложной ситуации. Ведь страны Евросоюза, проявляя солидарность, поддерживают друг друга. Союз России и Белоруссии – это фактически такой же по конструкции союз, как ЕС. Только – это союз двух стран, а не двадцати с лишнем. Поэтому здесь Россия, безусловно, будет занимать солидарную с Белоруссией позицию.
Для нас в этой ситуации есть и еще несколько важных моментов. Прежде всего это судьба российской гражданки Софьи Сапеги, которая находится в белорусской тюрьме. Это важный аспект, мы своих не бросаем. Владимир Путин наверняка будет поднимать вопрос о сути обвинений в адрес Сапеги, о том, каково ее положение. Точно также, как станет предметом обсуждения соотношение действий белорусских властей и того расследования, которое сейчас ведет Международное агентство авиасообщений. Все страны, в том числе РФ, в него входят. Само собой разумеется, что для России – это тоже важный вопрос.
С другой стороны, понятно, что враждебные действия со стороны Запада, которые предприняты в отношении Белоруссии, косвенным образом направлены и против России. Во-первых, в информационных атаках на Белоруссию постоянно возникает Россия – то агенты ФСБ вышли в Минске, то они организовали все это в Афинах, то вообще Белоруссия не при чем, а все это российские происки – существует множество версий, которые имеют своей подоплекой информационную атаку н Россию. Во-вторых, действия, направленные против Белоруссии, опосредовано бьют и по России, поскольку значительный поток, который летит через Белоруссию – это российские граждане. В частности, россияне, которые отправляются, например, на Украину, или украинские граждане, которые через Белоруссию добираются в Россию, имея здесь родственников. Это также наши сограждане, которые по той или иной причине транзитом через Белоруссию добираются из европейских стран в Россию и так далее. Это еще одна достаточно серьезная тема.
Европа фактически создает железный занавес вокруг Белоруссии. Создает бастион, отгораживается по сути от России и Белоруссии. Естественно бастионы эти сейчас формируются вокруг Белоруссии, но подразумевается, что действия, апробированные на Белоруссии, в любой момент могут быть применены и к России. Поэтому мы не можем просто спокойно реагировать на подобного рода односторонние действия со стороны группы стран. Давайте представим себе, что завтра произойдет какой-то очередной инцидент, который вызовет осложнения между Россией и Европой. Таких инцидентов может быть масса –проявится факт, что Баширов и Петров травили «Новичком» еще кого-то - ни у кого это не вызовет удивления, потому что, я думаю, европейцы скоро будут каждый месяц сообщать об отравленных Башировым и Петровым или взорванных складах. И Европа, апробировав на Белоруссии такой эффективный механизм – закрытие неба - закроет небо для российских авиакомпания. По сути будет создан прецедент неправового волюнтаристского действия, которое совершает группа стран в отношении третье страны. Этот прецедент является очень опасным, потому что он может привести к цепной реакции. Условно, Пакистан закроет небо для Индии, Индия для Пакистана и так далее. Это может привести к тому, что в принципе вся система международных коммуникаций, международных связей рухнет.
Мы видим, что реакция Европы достаточно жесткая. Многие считают, что это эмоциональная реакция, я думаю, нет. Мне кажется, эта реакция связана с боязнью компромата, который станет результатом следственных действий с Романом Протасевичем, и который достаточно явственно покажет связь белорусских протестов с конкретными фигурами европейской политики. Чтобы предотвратить либо купировать эти действия и создаются такого рода ситуации. Ведь, если это давление на Белоруссию может принести достаточно серьезный урон стране, то, самой собой разумеется, может произойти размен. Мы же знаем эти ситуации. И вопрос не в том, успел ли Протасевич уже что-то рассказать, а в том, что в пакет соглашений может войти не только обмен Протасевича на открытие неба, но и запрет на публикацию того, что он успел наговорить.
Печать