Фото с сайта: pixabay.com
ЦИК РФ анонсировал внедрение в практику работы избирательных комиссий систему электронной проверки подписей, поданных в поддержку выдвижения кандидатов.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что новая система оценки «автографов» избирателей устранит «проблему подписей» лишь частично.Новое технологическое решение будет основано на использовании нейросети. Комплексы проверки подписей будут сканировать и оцифровывать подписные листы кандидатов, затем распознавать введенные от руки персональные данные (с точностью до 97%) и сравнивать их с информацией из регистра избирателей. Система уже прошла апробацию в двух субъектах федерации и, как ожидается, будет использована в ходе ЕДГ-2021 на уровне региональных выборов.
Известие об этом первоначально стало поводом для весьма оптимистических прогнозов среди экспертов. Претензии к качеству подписей со стороны почерковедов давно превратились в главное формальное основание для отказа в регистрации кандидатов. И это не только снижало конкурентность выборов, но и наносило ощутимый удар по их легитимности. Так, летом 2019 г. отказ в регистрации нескольких кандидатов на выборах в Мосгордуму
привел к началу серии массовых протестов, в том числе – несанкционированных.
Однако в скором времени стали известны детали, несколько умерившие оптимизм специалистов.
Три больших вопросаВо-первых, решение о признании подписи достоверной по-прежнему будут принимать почерковеды и члены комиссии. Нейросеть будет лишь давать им подсказки. А там, где решение принимает конкретный человек, будут и поводы обвинить его в предвзятости.
Во-вторых, комплексы проверки подписей во многом настроены именно на поиск недостоверных или потенциально недостоверных подписей. Они будут искать схожие по почерку подписи и объединять их в кластеры, чтобы затем передать эту информацию на суд почерковедов. Также комплекс проверки сможет выявлять различные способы брошюровки и сортировки подписных листов, которые покажутся комиссии подозрительными. Иными словами, система будет выступать для кандидатов скорее прокурором, чем адвокатом.
В-третьих, сам по себе факт использования нейросети не обеспечит высокого уровня доверия к системе. Все мы прекрасно помним о том, как применение технологии блокчейн пытались позиционировать как гарантию надежности электронного голосования. Однако первое же ее использование в ходе выборов в Москве в 2019 г.
обернулось громким скандалом. Который едва не поставил крест на использовании соответствующей технологии в ходе выборов в РФ.
Альтернативные решенияВнедрение «цифровой» системы проверки подписных листов, несомненно, ускорит процесс обработки информации и снимет немалый груз с плеч вовлеченных в этот процесс экспертов. Однако оно не решит главной проблемы: обеспечения легитимности решений об отказе в регистрации кандидатов.
Выход из ситуации в сложившихся обстоятельствах возможен в трех формах. Законодатель может предоставить кандидатам право собрать 100% подписей в электронной форме (через портал «Госуслуги»). Участникам «битвы за голоса» можно разрешить приводить граждан в избиркомы и проставлять подписи напрямую в комиссии (при сокращении требуемого количества «автографов»). Наконец, можно вернуться к уже использовавшейся ранее практике предоставления избирательного залога.
В поддержку этих вариантов уже выступали специалисты в области избирательных технологий, не имеющие какого-либо отношения к радикальной оппозиции. Например,
идею перехода к сбору 100% подписей через «Госуслуги» одобрили политтехнолог, президент Ассоциации электронной электоральной политики, эксперт Центра ПРИСП
Александр Серавин и политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП
Антон Садкин.
«Проблема подписей» нуждается в полноценном решении. Внедрение ЦИК новой системы оценки «автографов» избирателей устраняет ее лишь частично. И это означает сохранение фактора нестабильности внутри электорального процесса. Что является непозволительной роскошью в ситуации политического транзита.
Печать