Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артём Кирпичёнок прогнозирует новое противостояние и до того уже расколотого израильского общества.Богатый и либеральный северный Тель-Авив ликует. В воздухе взлетают фейерверки, звучат ликующие гудки автомобилей.
Эра Биньямина Нетаньяху похоже подошла к концу. 3 июня лидеры партии «Ямина» Нафтали Бенет и «Йеш Атид» Яир Лапид подписали соглашение о создании коалиционного правительства без человека, который управлял страной 12 лет.
Нетаньяху, как всегда, проявил себя мастером политической игры, но фортуна, некогда столь благоприятная для него, повернулась к бывшему премьер-министру спиной. Его спонсор Шелдон Адельсон умер, его американский союзник Дональд Трамп проиграл выборы, экономика Израиля зашаталась под ударами коронавируса, а «
маленькая победоносная война» в мае завершилась скорее поражением, чем победой.
Для многих израильтян Биньямин Нетаньяху - это абсолютное зло, человек, который коррумпировал политическую систему страны и расколол израильское общество. По их мнению, его уход откроет новую страницу в истории страны. Современный либеральный обыватель не слишком отличается по взглядам от средневекового крестьянина, верившего, что замена «плохого» царя на «хорошего» изменит жизнь лучшего. Бесспорно, правление Нетаньяху породило много кризисных явлений в израильской жизни, но вряд ли они исчезнут после его ухода. Тем более, что коалиция победителей премьера не слишком похожа на силы света, добра и прогресса.
Наблюдатели уже иронизируют о том, что коалиция Бенета-Лапида являет собой чудную иллюстрацию к басне «Лебедь, рак и щука», и предрекают ей распад после первого голосования по бюджету. И действительно, в нее входят и крайне правая партия «Ямина» и левые либералы из партии «МЕРЕЦ». Но в тоже время у этой коалиции есть и интересные общие черты.
Во-первых, это коалиция без религиозных партий, которые были неизменными участниками израильских коалиций последних десятилетий.
Во-вторых, это коалиция, где не представлены восточные евреи, составляющие почти половину населения Израиля.
По сути дела, мы видим триумф старых элит, правящих страной до «маапаха», переворота 1977 года. Все правительство составлено из светских ашкеназских евреев. Единственным исключением стал Авигдор Либерман, занявший пост министра финансов.
Трудно представить, что подобная попытка реставрации не вызовет ответной реакции в расколотом израильском обществе. Религиозные партии известны своей дисциплинированностью и готовностью к протесту. Израильские спецслужбы уже заявили, что готовы пресечь попытки Нетаньяху мобилизовать в свою поддержку израильскую улицу.
Если говорить о взглядах членов кабинета, то многие будущие министры придерживаются куда более радикальных воззрений, чем ушедший Нетаньяху. Первым в списке находится сам Нафтали Бенет, активист поселенческого движения, отрицающего даже минимум прав для палестинцев, и сторонник ответных ударов по территории Ирана. Насколько подобные взгляды будут способствовать планам умиротворения Ближнего Востока — вопрос риторический. В своих экономических воззрениях Бенет известен как убежденный либертарианец, что так же звучит не слишком утешительно для страны с одним из самых высоких уровней разрыва между богатыми и бедными среди развитых стран.
Все это наводит на мысль: формируемый кабинет — это идеальное правительство гражданской войны, и спустя много лет израильтяне еще с ностальгией будут вспоминать правление Биньямина Нетаньяху, так же как в бывшем СССР вспоминают правление Леонида Брежнева.
Печать