Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о темах, затронутых в интервью Романа Протасевича.Мифы и реальностьЗападный мир и оппоненты власти в России сразу поспешили завить о пытках, о том, что все это не является настоящим признанием Протасевича, а выбито следствием. Но давайте все-таки от мифов перейдем к реальности.
Мы наблюдали Романа Протасевича в абсолютно непринужденной обстановке. По сути он давал экспертное интервью, как минимум до эмоциональной части, где речь зашла об обстоятельствах, связанных с украинские событиями. Вплоть до этого все было совершенно непринужденно, в некоторых моментах, мне кажется, он даже сам получал удовольствие, как ни странно.
Скорее всего, речь идет о том, что действительно человек заключил сделку со следствием. Вполне обычную в таких ситуациях. И результатом этого стало такое пространное интервью, в котором сдаются явки, пороли, имена и схемы.
Главный принцип международных отношенийПрежде всего, это интервью показывает, что протесты в Белоруссии носили и несут явный отпечаток внешнего влияния со стороны западных государств и структур, которые активно подпитывали этот протест, руководили им и финансировали его.
Вне зависимости от того, как те или иные представители белорусского общества относятся к президенту Лукашенко - я уверен, что далеко не все в Белоруссии разделяют его стиль руководства, идеологические позиции и политические цели - налицо нарушение принципа, который является краеугольныйм камнем системы международных отношений, как минимум, с Вестфальского мира, с 17 века. Это принцип невмешательства во внутренние дела другого государства. И мне хотелось бы подчеркнуть, что это является ключевым элементом, если мы анализируем кейс, связанный с Протасевичем.
Националистический интернационалОтдельно, на мой взгляд, надо отметить российский и украинский контекст. Оправдываются предположения о том, что в белорусском протесте есть и российский след, след некоторых интересантов России, которые выступают и против политики российского государства, и приложили руку к организации белорусских протестов. Это важный момент, на который нужно обращать внимание, поскольку белорусский протест в этом смысле является моделью того, что может произойти и в Российской Федерации, если этому не поставить определенные преграды.
И наконец, что касается Украины. Достаточно часто на Западе, да и у нас в стране в последнее время говорят о том, что тема украинского национализма является исключительно результатом российской пропаганды. История Протасевича свидетельствует, что это не только российская пропаганда, но и реальность нынешней Украины, в которой происходит распространение радикального национализма. К сожалению, мы видим, что этот процесс выходит далеко за рамки Украины. И в кейсе Протасевича это очень хорошо представлено. Сформировался националистический интернационал, слой людей, которые, не будучи этническими украинцами, прониклись идеями радикального украинского национализма.
Техзадание ЕвропыА демократическая Европа молчит не случайно. Поскольку сделала все возможное, чтобы вырастить эту гидру радикального национализма. И кстати, это произошло не сегодня. Еще в 80-е годы и даже раньше демократическая Европа выбрала в качестве инструментария разрушения системы социализма радикальный национализм. Это касалось и стран Восточной Европы, и республик Советского Союза. На протяжении нескольких десятилетий взращивались националистические идеи, которые потом стали идеологической основой всех цветных революций, начиная с бульдозерной в Югославии.
И в этом смысле вопрос, а почему же вы, европейцы, не обращаете внимание на то, что в странах Восточной Европы расцветает пышным цветом неонацизм и радикальный национализм, бессмысленны. Поскольку расцветает он в рамках технического задания, полученного несколько десятилетий назад от той самой Европы. Это даже не политика двойных стандартов. Это использование национализма, как инструмента для разрушения чужой государственности при внешнем прикрытии свободой равенством и братством.
Печать