Премьер-министр России Михаил Мишустин 15 июня провел в Пятигорске совещание, на котором обсуждались развитие образования, туризма и здравоохранения в регионах Северного Кавказа. Глава кабмина отметил, что в СКФО по-прежнему существуют проблемы, которые требуют решения на федеральном уровне, и обсудил пути их решения.
Северному Кавказу не хватает инвестиционной предсказуемости, считает политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Михаил Мишустин с начала года посетил все регионы, которые сам же отнес к категории отстающих и требующих индивидуальной программы развития. В этой связи поездка на Кавминводы и заседание правительственной комиссии по развитию СКФО кажется логичным завершением череды подобных визитов. Ведь проблемы Кавказа - это своего рода квинтэссенция проблем депрессивных территорий, будь они в Поволжье или на Северо-Западе.
Проблемы очевидны. Это холодный инвестиционный климат и, как следствие, вялость экономического роста - безработица, низкие доходы населения, отсутствие социальной инфраструктуры (вспомните пресловутую трехсменку).
При этом потенциал для роста и развития у регионов, слывущих депрессивными, есть. Например, почти во всех регионах Северного Кавказа имеются месторождения редкоземельных металлов - сегодня, в условиях «зелёной» перестройки экономики (переход на электромобили, создание накопителей Power-to-X), это просто золотое дно. Но нужно учитывать, что для реализации подобных инвестпроектов нужны большие вложения. А главное - долгосрочная предсказуемость.
А вот этого регионы Северного Кавказа, увы, инвестору предложить не могут. Кавказский непотизм влечет постоянную смену элит, пересмотр негласных договоренностей - и политических, и экономических. Достаточно вспомнить ситуацию вокруг Владимира Гуриева в Северной Осетии, который появился в регионе при Вячеславе Битарове. Это один из крупнейших инвесторов, готовый строить «Мамисон» и «Алания парк». Перед праймериз Битарова сменили на адмирала Меняйло, как можно догадаться, все прежние договоренности были аннулированы. Гуриев не выиграл праймериз, что ставит, естественно, под сомнение его попадание в Госдуму и, как следствие, реализацию инвестпроектов.
И таких примеров непредсказуемости можно привести много. И можно долго возмущаться относительно того, что современная экономика не должна строиться на gentlemen's agreement, но мы имеем то, что имеем. Приход каждого нового губернатора, министра, мэра «обнуляет» начинания предыдущего. И в подобных условиях говорить о стабильности развития и долгосрочных стратегиях просто невозможно.
Кавказ - тому пример, о чем прямо заявил Михаил Мишустин.
Печать