Партия французского президента Эммануэля Макрона «Вперед, республика!» провалила региональные выборы: она получила всего 10,4% голосов. В первом туре лидирует консервативная партия «Республиканцы», у нее 28,7% голосов. На втором месте партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен - 19,4%. Партия Макрона оказалась лишь на четвертом месте.
Результат партии Макрона закономерен, поскольку «Вперед, республика» - это плод политтехнологий, созданный на скорую руку, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Региональные выборы во Франции имеют чрезвычайно серьезное значение и прежде всего потому, что по сути Франция – это страна регионов. И те показатели, которые дают отдельные территории формируют представление о силе той или партии.
На носу национальные выборы – президентские и парламентские. Между ними очень короткий промежуток времени, примерно пять месяцев. Сначала идут президентские выборы, потом выборы в Национальное собрание Франции. Фактически до президентских выборов больше не будет серьезных избирательных кампаний, и, следовательно, те результаты, которые партия получит сейчас на региональных выборах зафиксируются в сознании французских избирателей некий Status quo тех или иных политиков.
Результат партии Макрона закономерен. Его партия – это исключительно плод политтехнологий. Она создавалась на скорую руку именно под фигуру Эммануэля Макрона в 2017 году накануне президентских выборов. И здесь я бы сравнил две очень похожих политтехнологических кампаний – это кампания Макрона и кампания Зеленского. При всей разницы фигур, политтехнологии и там, и там применялись совершенно одинаковые. То есть партия формировалась вокруг популярного лица, под высокий рейтинг лидера.
Во Франции произошел, на самом деле, удивительный процесс в 2017 году. Все-таки Франция - это страна традиций. Две крупнейших партий – республиканцы и социалисты достаточно долго доминировали в политическом пространстве. Поэтому мало кто верил в успех партии Макрона. Тем не менее, она одержала феноменальную победу во многом благодаря успеху ее лидера Эммануэля Макрона, который фактически передал этой партии свой электоральный рейтинг. Но дальше нужно доказывать делом тот результат, который избиратели дали авансом. А с этим уже было плохо и у партии, и у самого Макрона. Произошло естественное разочарование избирателей в политиках, которые не оправдали их надежд.
При этом я хочу обратить внимание, что это произошло не сегодня. В прошлом году были муниципальные выборы, тоже чрезвычайно важная кампания, в которой Макрон проиграл все, что можно проиграть. Поэтому речь идет не о какой- то случайности – вот раз звезды сошлись и Макрон проиграл в июне 2021-го года, а о тенденции. В 2017 году ему удалось «на новенького» взять Олимп со своей партией. А потом произошел откат, избиратель стал обращать внимание на другие политические силы.
Мы наблюдаем процесс, который бы я назвал - правый поворот. Ведущие позиции во Франции занимают две правых партии. Естественно, это партия Марин Ле Пен, а также восстановившие свои позиции, фактически являющиеся лидерами после первого тура «Республиканцы». Это правоцентристская партия, само собой более умеренная, чем партия Ле Пен, но все-таки правая, четко ассоциируемая у избирателя с правой идеей.
Таким образом, речь идет, во-первых, о сдувании политтехнологического проекта Макрона. Во-вторых, о том, что выборы-2021 зафиксировали правый поворот во французском обществе. И в общем понятно, почему это происходит. Сам Макрон пытался сдвинуться вправо, так сказать, ввиду тех проблем, которые существуют в государстве. Вспомните хотя бы знаменитое письмо французских генералов.
Избирательная система Франции двухтуровая, необычна для большинства стран. Как правило, считается, что во втором туре избиратели объединяются на поле умеренных позиций. А эту позицию занимают «Республиканцы». Но даже если партия Ле Пен, которая все-таки сохраняет радикальный имидж, во втором туре покажет худшие результаты, чем в первом, Марин Ле Пен, безусловно, повысит свой рейтинг и останется значимой фигурой.
Печать