Политолог, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО), эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов – о выводе войск западной коалиции их Афганистана и образовании опасного для России вакуума в азиатском регионе.Довольно давно администрация Дональда Трампа обещала
вывести войска из Афганистана. Джо Байден продлил срок вывода до 11 сентября, что к слову, очень символично. Но чтобы понять всю сложность ситуации, которая сейчас складывается на наших глазах, нужно немного углубиться в историю.
Афганский вакуумСначала в Афганистане присутствовала Британская империя, подпирая империю Российскую. Чуть позже все держалось на Советском Союзе и марионеточном режиме, которые были внутри. Потом, как мы знаем, Советский союз сам пытался удержать ситуацию, теперь вот Североатлантический альянс пробует. Ни у кого ничего не вышло.
Проблема вся в том, что, тот вакуум, который будет оставаться в Афганистане, очень опасен. Мы его наблюдали с 1992 года, когда официальное правительство Афганистана после вывода советских войск было разгромлено, люди повешены на кранах, президент убит – при том, что они умудрились продержаться с 1989 по 1992 г.
Сейчас вывод войск коалиции еще не завершен, но уже до 70% территории Афганистана заняты талибами. Мне приходят чудовищные кадры, где, на секундочку, бригады спецназа Афганской правительственной армии в полном составе сдаются с американским оружием и техникой вот этим людям в длинных одеждах, в чалмах и тапочках, с автоматами. Сотни солдат бросают позиции, причем здороваются с ними, как добрые друзья.
Так что, вакуум, подобный тому, который после разгрома правительства в 1992 году образовался и существовал до 2001 года, понятно, чем чреват. Это рассадник международного терроризма, лагеря подготовки боевиков по всему миру. Мы знаем, какие люди там воспитывались, куда отправлялись и где воевали.
Например, один из известнейших боевиков иностранного происхождения, который участвовал в Чеченской войне, Хаттаб боевое крещение в качестве командира получил при переходе крупной банды с территории Афганистана на территорию Таджикистана. В знаменитом бою заставы московского погранотряда одним из командиров боевиков и был Хаттаб, который потом вдруг материализовался в Чечне, имея за плечами солидный боевой опыт. Это иллюстрация того, чем грозит вывод американский войск и войск коалиции из Афганистана.
Опасность для РоссииФормирование этого вакуума прежде всего опасно для России. Потому что сейчас уже существует подтвержденное видео в интернете, что бойцы афганской армии, спецназа, пограничники, не выдержав боя с талибами, бросили границу и отступили на территорию Узбекистана. Они даже не могут уже сопротивляться. А талибы снимают видео – погранзастава, столбы, вышки, забор и та самая речка, которую в 80-е годы переходила советская армия.
Больше того, на днях пришло сообщение о том, что Иран начал переброску тяжелой техники, артиллерии, войск и авиации к границам Афганистана. Это значит, что скорее всего у иранского высшего военно-политического руководства не остается иллюзий. Есть понимание, что в ближайшем будущем правительственные войска со стороны афганской границы будут сменены талибами или какими-то другими незаконными формированиями.
Главное, что на территории Таджикистана находится 201 военная база Российской Федерации, на плечи которой в случае подобных вторжений, ляжет основная тяжесть проведения боев и спецопераций против вторгающихся банд, наркоторговцев, торговцев оружием. Потому что любой военный эксперт вам скажет, что состояние таджикской армии сейчас находится не в лучшем виде. И вся внешняя оборона таджикской границы держится на российской военной базе. Вот в чем опасность. Визит председателя ОДКБ Станислава Зася в Таджикистан - живое тому подтверждение.
И пока происходят какие-то глобальные процессы, саммит, Путин, Байден, обстрелы эсминцев, все остальное, неплохо было бы обратить общественное и военно-политическое внимание на то самое «мягкое подбрюшье» России, о котором говорят с ХIХ века.
Гордиев узелКак видите, войска западной коалиции поставленную задачу выполнить не смогли. Даже советские войска, обладая куда меньшими возможностями в отношении финансирования той кампании, которую вел Советский Союз, показали куда более высокие результаты за более короткий срок.
Какие могут быть еще варианты? Многие эксперты говорят о включении в миротворческий процесс в Афганистане и перекладывании основной ответственности на плечи Китайской народной республики. Китай проводит определенную экспансию во многих странах мира, некоторые из которых почти выкуплены китайским бизнесом, например Джибути. Но как-то этот бизнес надо защищать, поэтому есть такая возможность. Правда, пока это только теоретический вариант.
Есть возможность при помощи Российской Федерации сформировать некую коалицию среднеазиатских государств, заинтересованных в стабильности. Это все государства, которые находятся севернее Афганистана, наши бывшие республики. И в сотрудничестве с Ираном и прежде всего с Пакистаном, как страной покровительницей талибов исторически. Там Северный Вазиристан фактически не контролируется правительством, говорят даже, что Мулла Омар, близкий друг Бен Ладена возглавлявший Талибан проживал не на территории Афганистана, а в этой провинции Пакистана.
На самом деле, афганский народ за десятилетия непрекращающейся войны привык к ней и потерял мирные ориентиры. Но так было не всегда. Если посмотреть фотографии периода между уходом их Афганистана британцев и приходом советских войск, примерно до конца 60-х годов пока там была монархия, то мы увидим парки с фонтанами, женщин, одетых по-западному. Все то, что в варианте талибского ислама запрещено. Соответственно, мирную жизнь в Афганистане наладить можно. Вопрос в том, что это гордиев узел, кто его держит, тот, конечно, находится в центре Евразии. Поэтому за него великие державы так бьются.
Я думаю, что на данном этапе афганским вопросом должен заниматься весь мир, а не какие-то отдельные государства и коалиции. Но пока это компромиссное и, честно скажу, утопическое решение не будет принято, все будет идти в той парадигме, в которой идет сейчас. И к этому вызову надо быть готовыми.
Печать