В Карачаево-Черкесии парламент отменил закон о Конституционном суде республики. Пикантность ситуации в том, что с момента принятия закона еще в 2004 году такой орган в республике фактически не был создан и ни дня не работал. У суда даже не было строчки в бюджете. Закон, согласно которому регионы обязаны ликвидировать свои Конституционные (или уставные) суды до 2023 года, принят в рамках конституционной реформы.
Создание или упразднение подобных структур должно быть вопросом региональным, считает политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Конституционные суды регионов - институт по сути своей противоречивый. С одной стороны, он демонстрирует некую реалистичность принципов федерализма, когда каждый регион имеет возможность проверять собственное законодательство на предмет соответствия собственному Основному закону. С другой стороны, Конституционные (или уставные) суды отчасти подменяют собой федеральный орган - прокуратуру, которая и призвана проверять не только законность, но и конституционность региональных актов.
Конституционные суды тоже пытались использовать как политический инструмент. Скажем, в Ставропольском крае в 2007 году на фоне политического противостояния губернатора и Думы последняя и пыталась протащить создание такого органа, который бы позволил ограничить власть главы региона. В то же самое время в соседней Ингушетии создавался Конституционный суд, который громко заявил о себе только во время политического кризиса 2018-2019 годов, противопоставив себя республиканской исполнительной власти.
В целом, как мне кажется, создание или упразднение подобных структур все же должно быть вопросом региональным, не должно быть примата Федерации. Иначе последние признаки реального федерализма улетучиваются.
Печать