Политолог, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО), эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов – о статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев».Краткий курс истории в первой части статьи, конечно, важен. Как говорили древние еще задолго до тех событий, которые описаны в статье, – история циклична. В тех условиях,
в которых оказалась Украина сегодня, так или иначе ситуация повторяется. Кроме того, у современного человека образовался довольно серьезный пробел в истории, особенно в ее древнем и средневековом периодах. На Украине этот пробел особенно серьезен. И некий реверанс в виде публикации статьи на украинском языке и сделан, чтобы сработать на украинскую аудиторию. Вопрос, насколько это сработает. Действительно ли, исходя из второй части статьи, украинский народ сейчас соберется и начнет что-то делать?
Вместе с тем я усматриваю в этой публикации очень большую часть поговорки – и вашим, и нашим. Статья разнонаправленна и так умело составлена, что, скажем так, русский либерал увидит в ней то, что хочет видеть, русский патриот тоже увидит то, что хочет видеть. Более того, украинский гражданин найдет в ней приятное для себя, и часть украинского истеблишмента увидит то, что она хочет видеть. Но самое интересное, даже западные партнеры, выражаясь языком президента, тоже почувствуют себя приятно, прочитав эту статью.
На самом деле, это совершенно беззубая позиция совершенно беззубого государства, которое не может стать даже региональной державой, но при этом имеет претензии быть сверхдержавой, державой мирового уровня.
Посмотрите, что делает Турция
на фоне Афганистана. Узбекистан – он не входит в ОДКБ - просит Турцию вести войска. Турция настаивает на том, чтобы в аэропорту Кабула осталось 600 турецких миротворцев. Что это, как не действие сильной региональной державы.
Почему же Россия так не делает? Почему президент России пишет какие-то статьи, почему мы вынуждены какими-то одиннадцатистраничными отписками вести свою политику на постсоветском пространстве? Почему президент ядерной державы уговаривает народ, который не отвечает за свои поступки, как-то себя правильно вести?
Даже с точки зрения простого прагматизма, несмотря ни на что Российская Федерация имеет возможность с любым постсоветским образованием говорить с любой позиции. С позиции силы, с позиции экономического давления, как угодно. И продвигать такую политику, которую она считает эффективной. Однако на протяжении последних лет, начиная с 2014 года, когда нашей властью была сознательно задавлена попытка расширения России, мы этого не наблюдаем. А раз мы этого не наблюдаем, мы делаем честные выводы.
Подобными действиями современные власти России, прежде всего Министерство иностранных дел, Россотрудничество, высшее политическое руководство не только постепенно теряют кредит доверия, а и меняют те тезисы, которые будут о них написаны чуть позже на страницах учебников истории.
Печать