Президент Украины Владимир Зеленский после заявления об отставке министра внутренних дел Арсена Авакова предложил назначить на этот пост депутата фракции "Слуга народа" и главу комитета Рады по вопросам правоохранительной деятельности Дениса Монастырского. 15 июля Верховная Рада должна проголосовать по вопросу отставки Авакова, а 16 – по кандидатуре нового министра.
С отставкой Авакова президент Зеленский имиджево выигрывает, но получает еще одного сильного и ресурсного противника, считает координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов.Последний революционерКонечно, Арсену Авакову стоило больших усилий остаться в правительстве после смены власти в Украине. В первом правительстве президента Зеленского, которое возглавлял Алексей Гончарук, было всего два министра из предыдущего состава кабмина. В правительстве Дениса Шмыгаля остался один Аваков.
При этом президент постоянно испытывал давление со стороны гражданского общества, у которого к Авакову накопились серьезные претензии. Манифестации с требованием отставки министра, выступления в СМИ и кампании в соцсетях продолжались все это время. Буквально каждая проблема, связанная с работой полиции, актуализировала это требование. Иногда претензии к Авакову были вполне по делу, а иногда, может быть, и не совсем. Тем не менее, у Арсена Борисовича сложился устойчивый отрицательный имидж. Имидж человека, который, используя свое кресло, дергает за разные ниточки и, мягко говоря, не способствует превращению Украины в европейскую страну.
Принято считать, что Аваков тайно курирует ряд радикальных националистических организаций, хотя он толком так и не освоил украинский язык. С одной стороны, русскоязычный украинский патриот и даже националист - не такая уж экзотика. С другой - публичные люди в стране так или иначе уже перешли на украинский. А ключевой министр продолжал выступать на русском языке, называя его «слобожанским». И это отчасти подчеркивало его сильные позиции: Авакову неформально разрешалось то, что формально нельзя другим.
Харьковские корниОтставка министра была делом времени. В нынешнем окружении Зеленского он выглядел слишком независимым, к тому же создавал ряд имиджевых проблем. Но поводом для его формального разрыва с президентом стали, скорее всего, харьковские дела.
Аваков состоялся как бизнесмен и политик именно в Харькове. И так получилось, что после болезни, а потом и смерти Геннадия Кернеса – главы Харькова и многолетнего оппонента Авакова – главным претендентом на пост мэра стал Игорь Терехов. В последние годы он входил в команду Кернеса, но считается достаточно близким к Авакову еще со времен, когда тот возглавлял областную государственную администрацию. С Игорем Тереховым тесно связан бизнесмен Павел Фукс - тоже давний партнер Авакова. Против компаний Фукса Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины недавно ввел санкции. Член СНБО Аваков это решение не поддержал.
Таким образом, стало очевидным, что Аваков оппонирует президенту, хотя до последнего времени соблюдал приличия. Зеленский же, по всей видимости, приобрел некоторую уверенность в себе и перестал бояться неуправляемости системы МВД.
Протеже Зеленского и потенциал АваковаГоворя откровенно, сопоставимой по политическому весу альтернативной кандидатуры на пост министра внутренних дел за все то время, пока обсуждалась отставка Авакова – с 2019 года – так и не появилось.
Денис Монастырский, которого намерен представить парламенту президент - не очень известный человек. Изначально он был в аваковской «обойме» - занимал должность помощника нынешнего замминистра внутренних дел Антона Геращенко. Затем как-то попал в партию «Слуга народа» и избрался в Верховную Раду. По поводу этой кандидатуры у меня большие сомнения. Чтобы справиться с такой махиной, как МВД, у Монастырского не хватает ни опыта, ни политического веса. Возможно, мы не все про него знаем, но меня этот выбор удивляет.
Продолжится ли политическая карьера Авакова? Свою высшую должность в украинском государстве он покидает – и вряд ли когда-нибудь сможет подняться на формально более высокий уровень. Но влияние Авакова в украинской политике при этом не исчезает.
В публичном пространстве Арсен Борисович – весьма токсичная фигура. Например, молодые демократично настроенные активисты и избиратели его не любят. Но он безусловно очень ресурсный политик. Думаю, что теперь вокруг него начнут так или иначе собираться многие недовольные политикой президента. А его базой, по всей видимости, станет второй по численности город страны Харьков.
Вряд ли Аваков будет создавать новую политическую силу, по крайней мере, сейчас. Если он действительно может управлять радикальными силами, их можно будет использовать в нужный момент для дестабилизации обстановки. Хотя публично никакие радикалы его не поддерживают.
Рассматривать Авакова как оппонента Зеленскому на будущих президентских выборах вряд ли стоит. Но вполне вероятно, что в команде одного из кандидатов в президенты он может играть, задействовав свои ресурсы. Речь здесь даже не о финансах, а о возможностях.
То есть, с отставкой Авакова Зеленский имиджево выиграл, но это единственный плюс для президента. Поскольку теперь он получил еще одного сильного и ресурсного противника.
Печать