В каждом федеральном округе России появится курирующий вице-премьер. Координировать работу по развитию регионов будет правительственная комиссия, которую возглавит Марат Хуснуллин. По словам председателя правительства Михаила Мишустина, каждый вице-премьер «на закрепленной территории будет ответственным за её социальное развитие, за то, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, отвечают ли эти траты запросам людей и как соблюдается бюджетная дисциплина».
Шаг очень интересный, потому что, по сути, это некое перераспределение полномочий между администрацией президента и правительством, считает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.Вполне возможно, что предстоящий политический сезон завершится новыми назначениями в правительстве. А учитывая конституционные изменения, которые дают право Госдуме принимать решения по кандидатурам в федеральное правительство, подобного рода перераспределение полномочий
серьезно усиливает правительство в части влияния и контроля в регионах.
Двойной контрольВстает вопрос, куда уйдет институт полпредства. Ведь полпредство – это не только один полномочный представитель президента. Это целый штат сотрудников, система контроля и регулирования, в том числе политического, на определенных федеральными округами территориях. Опять же, неясно, насколько вице-премьеры готовы заниматься делами территорий в полной мере. У них останутся и профильные задачи. Не появятся ли у нас перекосы в связи со специализацией зампредов - тоже вопрос.
Одно можно сказать точно – это, безусловно, укрепление вертикали власти и, безусловно, снижение роли губернаторов в управлении территориями. Потому что раньше их курировал один полномочный представитель президента. Теперь это еще будет делать и вице-премьер. И тут самое важное соблюсти паритет, чтобы не получилось, как в известной поговорке «У семи нянек дитя без глазу».
Понятно, что Юрий Трутнев –
это уникальная история. Это вице-премьер, за которым не закреплено фактически никаких министерств и ведомств, как за любым другим зампредом. Например, Александром Новаком или Викторией Абрамченко, которые курируют огромное направление экономического блока. У Трутнева по большому счету есть министерство, которое является неким продолжением его деятельности на Дальнем Востоке. Потому что Министерство развития Дальнего Востока, так или иначе, сопряжено с его деятельностью как вице-премьера.
Что касается того же Новака, с одной стороны, его назначение в СКФО достаточно логично. Он все-таки человек из команды Александра Хлопонина, у которого работал вице-губернатором в Красноярском крае. И, конечно, там достаточно серьезно выстроены взаимоотношения еще командой Хлопонина. Однако надо понимать, что куратор СКФО – это должна быть не столько экономическая или политическая, сколько статусная фигура. Поскольку есть такие республики, как Чечня, в которой практически любая фигура федерального масштаба может по уровню влияния серьезно уступать Рамзану Кадырову.
Территории и ресурсыВсе это может говорить, например, и о том, что пришла пора некоего перераспределения российской территории за счет сокращения некоторых субъектов и укрупнения регионов. Логическая цепочка прослеживается. Тот же Хуснуллин недавно говорил о том, что необходимо укрупнять регионы, а сейчас он возглавляет комиссию по межрегиональному взаимодействию. Параллельно развивается история с экономическим объединением территорий в провинции. Она как-то прошла вскользь, но так или иначе Дальний Восток разделили на четыре экономические провинции – Забайкальскую, Приграничную, Островную и Северную. Инициатива спорная, даже тревожная, учитывая похожее территориальное деление сопредельного государства, но в логику тенденции укрупнения регионов укладывается.
Если посмотреть на этот процесс с точки зрения кадровых и финансовых ресурсов, то, возможно, речь идет о децентрализации экономических потоков и формировании новых экономических центров. Надо понимать, что на данный момент у нас есть большой кластер – Москва и Московская область. Где, по официальным данным, сосредоточено почти 10-15% населения страны. Есть Санкт-Петербург, в котором еще порядка 4 % населения. Вместе это около 20%. Все остальное население тонким слоем размазано по оставшейся территории страны. И ресурсы распределены таким же образом.
Создание экономических центров, во-первых, может способствовать более эффективному и равномерному развитию страны, во-вторых, обеспечить некую безопасность от поползновений наших соседей. А они, например, с удовольствием экспроприируют часть Дальнего Востока, даже не заметив этого. Потому что концентрация населения с одной и с другой стороны границы, с тем же самым Китаем, колоссально отличается. Если в России – это десятки тысяч, то в Китае – миллионы.
Печать