Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, за счет каких электоральных ресурсов демократам удалось выиграть президентские выборы в США и что ждать от промежуточных выборов в этом году.Победа Джозефа Байдена на президентских выборах 2020 г. породила множество версий, объясняющих успех демократов. Однако рецепт успеха «партии ослов» нельзя выявить, не обращаясь к анализу явки избирателей. Именно ее изучение должно стать ключом к пониманию того, чем закончатся промежуточные выборы в США в 2021 г.
Явка на президентских выборах 2020 г. была рекордно высокой за период с 1992 г.: свой голос одному из кандидатов отдали 66,8% зарегистрированных избирателей.
Однако принципиальное значение имеет даже не сам прирост этого показателя, а его источники. По данным Бюро переписи США, всплеск электоральной активности был достигнут за счет мобилизации конкретных групп населения.
Демократы сумели если не расширить границы своей электоральной базы, то пробудить ее прежде малоактивные сегменты. В первую очередь это касается поколения Z – молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Что дало в итоге больший эффект, чем усиленная мобилизация ядра республиканских избирателей – белых американцев, не обучавшихся в вузе.
И это может стать уроком для людей, отвечающих за стратегию «Единой России» в ходе «думской» избирательной кампании: ставка на мобилизацию традиционных сторонников в отсутствие новых идей и новых людей может обернуться неприятным сюрпризом в ходе голосования.
Рост на обоих флангахУвеличение явки было достигнуто за счет американцев азиатского происхождения, испаноязычных и белых, не имеющих высшего образования. По сравнению с данными за 2016 г. уровень мобилизации каждой из этих групп вырос более чем на 6%.
В выборах приняли участие 64% белых американцев, не закончивших колледж. Этот результат является рекордно высоким за период после 2020 г. Рост электоральной активности условных «синих воротничков» позволил повысить общий уровень явки среди белых американцев с 65% до 71% (по сравнению с выборами 2016 г.).
Снижение явки среди белых американцев, не посещавших колледж, было зарегистрировано только в 6 штатах. Они превзошли своих обремененных опытом колледжа «братьев по расе» в 39 штатах. Рост активности белых без высшего образования на фоне падения явки выпускников колледжей с тем же цветом кожи отмечен в колеблющихся штатах – Висконсине и Мичигане.
Среди американцев азиатского происхождения явка выросла на 10%, среди латиноамериканцев – на 6%.
Демография победы «ослов»Основным источником прироста явки во всех расовых и этнических группах служит молодежь, а именно избиратели в возрасте от 18 до 29 лет. В этой возрастной группе зафиксировано увеличение электоральной активности на 8%. Прирост показателя был отмечен в 41 штате из 50.
При этом ключевую роль в увеличении явки молодежи сыграли представители поколения Z (американцы в возрасте 18–24 лет). В рамках этой группы в выборах приняли участие более 50% белых и американцев азиатского происхождения, почти половина доля темнокожих и более 40% испаноязычных.
Несмотря на рост явки среди белых избирателей без высшего образования, в 2020 г. их доля на президентских выборах впервые составила менее 40% (39,7%). Для сравнения, в 2004 г. к этой группе населения относились более 50% участников президентских выборов.
За аналогичный период доля белых избирателей с высшим образованием выросла с 27,7% до 31,3%, а расовых и этнических меньшинств – с 20% до 29%.
В 2020 г. впервые в истории США не менее 10% от общего количества избирателей обозначили себя как латиноамериканцы или испаноязычные, в том числе – 15% среди обладающих правом голоса в возрастной группе до 40 лет. По сравнению с 2004 г., доля белых избирателей моложе 40 лет сократилась с 74% до 64%.
В разрезе штатовЗа период 2016–2020 гг. явка выросла в 44 штатах, в том числе – в колеблющихся. Например, в Аризоне показатель увеличился с 60% до 72%.
В ряде «колеблющихся» штатов и даже на территории отдельных «цитаделей» республиканцев была отмечена рекордно высокая явка белых выпускников колледжей на фоне минимальной активности WASP без высшего образования. Можно было бы предположить, что именно за счет этого Трамп проиграл в Джорджии и Аризоне. Также выдвигаются гипотезы, что этот фактор едва не лишил бывшего президента победы в Техасе.
Однако следует помнить о том, что в каждом из трех упомянутых штатов большая часть белых избирателей не имели высшего образования.
На исход выборов в указанных штатах повлияло и увеличение электоральной активности среди цветного населения. Так, был отмечен значимый рост явки среди испаноязычных и латиноамериканцев в Аризоне и Техасе.
В Пенсильвании, Мичигане и Висконсине также было зарегистрировано увеличение явки среди белых избирателей без высшего образования. Равным образом снизилась активность выпускников колледжей. Но влияние этих факторов нивелировалось появлением на избирательных участках большого количества «демократически настроенного» черного населения, в особенности - в Пенсильвании и Мичигане.
Байден на распутьеТаким образом, и демократы, и республиканцы сумели мобилизовать свой «ядерный электорат».
«Ослы» в целом не сумели сохранить уровень явки среди белых выпускников колледжей. Но воздействие этого фактора было нивелировано. Во-первых, против республиканцев сыграло изменение структуры населения. Число условных «реднеков», никогда не переступавших порог вуза, неуклонно сокращается. Во-вторых, белые без высшего образования по-прежнему уступают по электоральной активности выпускникам колледжа с тем же цветом кожи. В-третьих, заметно выросла явка среди цветных американцев, в первую очередь – азиатского и латиноамериканского происхождения. Наконец, «слоны» проиграли схватку «за умы и сердца» большинства молодых американцев, электоральную активность которых подпитывал эмоциональный фон от «расовых протестов». Соответственно, поражение Трампа было обусловлено структурными факторами.
Означает ли это, что демократы победят на промежуточных выборах 2022 г.? Нет. В 2020 г. их сторонники голосовали против Трампа, а не за Байдена. Для молодежи, выпускников колледжей и расовых меньшинств новый президент – это представитель старого истеблишмента. Он куда менее симпатичен, чем выразитель их собственных интересов – Берни Сандерс. «Сонный Джо» не будет вносить радикальных изменений в действующую социально-экономическую модель США. Которая в нынешнем виде не просто консервирует расовое неравенство, но и предполагает дальнейшую эрозию среднего класса Америки. «Молодые демократы» прекрасно осознают, что живут хуже, чем их отцы и деды. И в отсутствие масштабных реформ этот разрыв продолжит расти. В отсутствие «пугала Трампа» электорат «ослиной партии» будет куда сложнее консолидировать. И в то же время проблемы в экономике могут укрепить позиции республиканцев, в том числе за счет протестного голосования «неопределившихся избирателей».
Однако это не отменяет того, что стартовые условия создают преимущество для демократов. Вопрос заключается лишь в том, готовы ли они пойти на серьезный внутриэлитный конфликт, чтобы реализовать собственный электоральный потенциал.
Печать