Бизнесмен Павел Грудинин объявил, что собирается вступить в КПРФ. К этому директора совхоза имени Ленина подтолкнуло решение ЦИК РФ исключить его из федеральной части списка коммунистов на предстоящих выборах в Госдуму.
Ранее президент Российской ассоциации политических консультантов, эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов и политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев отметили, что отказ регистрировать Грудинина будет использован КПРФ как повод для радикализации.
Свою точку зрения на перспективы развития ситуации и причины ее возникновения изложил политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин. Поразительно, что власть сама не видит рациональных границ для своих действий. Своими действиями она обеспечила атмосферу раздражения в обществе. На пустом месте возник не нужный правящей элите скандал. Зачищают список партии, которая играет по правилам и доказала свою лояльность и договороспособность. Это поразительно. Безотносительно моральных оценок, такие действия сложно назвать продуманными. КПРФ загоняют в угол, вынуждая партию радикализироваться и, возможно, отвечать не конвенциональными мерами. Как эти события отразятся на поведении партии и настроениях ее сторонников, мы увидим в ближайшем месяце.
Оппозиционную часть общества, которую ранее удалось демотивировать относительно участия в выборах, эти события могут подтолкнуть к появлению перед урнами для голосования на сентябрьских выборах. В этом смысле действие власти можно назвать «самострелом». Власти как бы подчеркивает, что на этих выборах КПРФ является самой протестной силой, самым главным противником Кремля в электоральной игре.
Очевидно, мы наблюдаем уже сбой в работе системы. Она настроена не на рациональное реагирование, а на выполнение программы лояльности, еще и понятой очень субъективно.
Очень трудно оценить долгосрочные последствия этого решения. Мы еще не знаем, станет ли оно серийным, или все ограничится Грудининым. Если аналогичные меры предпримут в отношении Николай Бондаренко и прочих ЛОМов КПРФ, есть риск того, что эти действия превратят партию из инструмента канализации недовольства в центр привлечения протестных сил. Власть затыкает в паровом котле социальной системы все дырки, через которые можно было стравливать накопившийся пар. Цепочка таких событий вместе с недовольством принудительной вакцинацией может изменить атмосферу в стране. Превратить Москву в прошлогодний Минск. Но это лишь потенциальная возможность.
КПРФ в целом правильно реагирует на произошедшее. Нудит, обещает жаловаться, может быть, проведет какую-нибудь протестную акцию.
Сейчас своими действиями власть стирает противоречия внутри партии. Одновременно она способствует консолидации разношерстной коалиции, складывающейся внутри КПРФ. Кремль сам подтверждает реальность ее оппозиционного положения.
Фигура Павла Грудинина превратилась в раздражающий фактор для власти в силу комплекса причин. Во-первых, по моему мнению, есть конкретный интересант – это известный девелопер Саблин и связанные с ним люди в структурах региональной власти. Они заинтересованы в том, чтобы захватить принадлежащие Грудинину активы. Во-вторых, в ходе своей предвыборной кампании в 2018 г. Грудинин посягнул на святое – продемонстрировал хрупкость существующей политической конструкции, лежащих в ее основе рейтингов первого лица. Фигура кандидата от КПРФ оказалась привлекательной для широких слоев населения, вызывала среди них некоторый энтузиазм. Это было расценено как угроза. По Грудинину открыли огонь из всех орудий. Он превратился в неприемлемого персонажа, который самим фактом своего существования создает угрозу для скреп.
Если попытаться теоретизировать ситуацию, Грудинин – это представитель интересной и важной прослойки внутри российского общества. Когда-то ее представителей называли «красными директорами». Средний и крупный бизнес на местах, который отчужден от распределения сырьевой ренты и не входит в олигархическую верхушку, но при этом играет огромную техническую роль. Именно на эту группу замкнута огромная армия рабочей силы. Именно он во многом является организатором выборов или вакцинации на местах, проводником решений аппарата государственной власти. Конструкция действующего режима основывалась на том, что низовую элиту так или иначе включили в систему власти. В связи с многолетним экономическим кризисом и деградацией вертикали эта часть элиты все больше выходит из-под контроля, демонстрирует фрондерские настроения. Это потенциально опасно для существующего режима. И в конечном счете именно поэтому на Грудинина начали давить, чтобы не дать ему превратиться в лидера, символ, центр притяжения, предотвратить формирование широкой коалиции, в которую входили бы трудящееся большинство, и низовая элита.
Но они перебарщивают. Они его уже политически победили. Он сам продемонстрировал неготовность бросаться на амбразуры. Власть вполне могла бы дать ему пройти в Госдуму. Отсутствие скандалов само по себе работало бы на сушку явки, что выгодно для власти.
Печать