В августе-сентябре 2021 года выборы федерального масштаба пройдут в четырёх государствах, расположенных в разных концах земного шара, - Замбии, Марокко, Гаити и Германии. В уходящем месяце выборы состоялись в Болгарии и Молдавии, референдум - в Словении.Выборы в ЗамбииНа 12 августа запланированы президентские выборы в Замбии, на которых самой заметной фигурой является баллотирующийся на третий срок действующий президент и лидер правящей партии «Патриотический фронт» Эдгар Лунгу. Его главный оппонент - Хакайнде Хичилема из Объединённой партии национального развития, в шестой раз вступивший в президентскую гонку.
Залог победы в этой гонке, как и в большинстве актуальных случаев, состоит в том, кто из кандидатов предоставит лучшую программу восстановления государства. В этом году Замбия стала первой африканской страной, заявившей о дефолте. Фактически страна была одной из самых беднейших в Африке по множеству показателей уже на протяжении нескольких десятилетий, и ситуация с COVID-19 не принесла изменений.
Существенно осложняют ситуацию обширные политические репрессии, давление на оппозицию и множество других признаков авторитарности режима, характерные для государств континента. Эксперты ожидают массовых протестов, как это было после последних выборов в 2016 г., а также усиления напряжённости между правительством и оппозицией. Согласно докладу Amnesty International, подготовленному в июне 2021, правительство полностью контролирует политический процесс в стране, оказывая различные виды давления как на лидеров оппозиции, так и на участников протестов любого уровня.
Выборы в МароккоНа 8 сентября назначено проведение всеобщих выборов в палату представителей Национальной ассамблеи Марокко. Они станут третьими по счёту с момента принятии в результате Арабской весны новой конституции в 2011 г. Интересной особенностью становится то, что поправка к закону о выборах предусматривает дополнительные 15 мест для женщин-представительниц в 2021 году.
Но в ситуации пандемии все сводится к тому, что действие конституции практически приостановлено. Жестокие ограничительные меры очень сильно ударили по гражданским свободам в стране. В частности, выборы были перенесены с сентября 2020 г. на сентябрь 2021 г., что породило множество критики - оправданием стала на тот момент вторая волна пандемии.
Интересно, что для увеличения явки избирателей в 2021 г. был принят закон, по которому все уровни парламентского голосования будут проведены в один день - раньше на этот случай определялись 3 разных даты.
Выборы и референдум в ГаитиВ Гаити на 26 сентября назначены президентские и парламентские выборы. Параллельно власти собираются провести референдум по принятию новой конституции, подразумевающей предоставление больших полномочий президенту, создание однопалатного парламента, упразднение Сената, а также проведение президентских выборов в один тур.
У руля государства сейчас находится исполняющий обязанности президента Ариэль Анри, назначенный премьер-министром за два дня до убийства последнего президента Жовенеля Моиза (7 июля). От назначения временного президента правительство отказалось.
На данный момент существует несколько противоречивых версий убийства президента, и мы не будем останавливаться на них подробно. Можно отметить постепенную стабилизацию обстановки в государстве и изменение отношения правительства к вопросу вакцинации населения от COVID-19.
Выборы в ГерманииВ ФРГ на 26 сентября назначены парламентские выборы, которые проходили последний раз в сентябре 2017 г. Тогда консервативный блок Ангелы Меркель, Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы набрали в совокупности 32.9% голосов избирателей. В этот раз данный блок будет возглавлять Армин Лашет. Таким образом, эпоха канцлерства Меркель, продолжавшаяся с 2004 г., подходит к концу.
Возможный претендент на кресло канцлера заявляет о приверженности центристской политике Меркель, однако не обладает достаточной политической популярностью. И это ставит под некоторое сомнение, что консервативный блок сохранит лидерство в парламенте ФРГ.
Ближайшая альтернатива в данном случае - блок «Союз 90/Зелёные», отрыв от которого составляет 11%. Правые и левые партии в чистом виде набирают около 10% каждая и не имеют серьёзных шансов на лидерство, оказывая, тем не менее, значительное влияние на немецкую политику.
Печать