Самую низкую партийную активность в стране демонстрирует Чечня. На сентябрьских выборах в заксобрание выдвинуты кандидаты лишь 3 партий - КПРФ, "Единой России" и "Справедливой России". Низкую конкурентность на Юге демонстрируют также довыборы региональных депутатов в Ростовской области и Севастополе. Еще в трех южных регионах выдвинуты кандидаты от 7 партий - это Адыгея, Дагестан и Ингушетия. В Ставропольском крае на выборах будут представители 8 партий. Но абсолютным чемпионом Юга является Астраханская область, где уже выдвинуты кандидаты от 12 партий.
Политическая конкуренция между партиями на выборах в значительной степени фейковая, симуляционная, считает политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Наивно полагать, что в Госдуму сможет попасть какая-то из малых партий, хотя, собственно говоря, УВП и может быть заинтересовано в том, чтобы для канализации социального протеста все же допустить создание в Госдуме пятой фракции. Но существующие партии уже охватывают весь спектр идеологических установок общества, кроме условной праволиберальной. Думаю, пятая фракция и могла бы отражать именно ее. Работают в этой нише «Яблоко»,
«Новые люди», «Партия роста».
Чем ниже уровень выборов, тем конкуренция более жива. Но не везде. Как мы видим, в Чечне спектр партий, участвующих в выборах в республиканский парламент, уже, чем спектр парламентских партий вообще. В Мордовии участвуют в выборах четыре партии. То есть избирателю посылают месседж: голосуйте за тех, кто есть, плюрализм вам не нужен.
Хотя, безусловно, настоящим политическим плюрализмом нельзя считать формальное присутствие на выборах карликовых партийных структур, не имеющих ни устойчивого электората, ни программ, ни более-менее известных лидеров. В Астраханской, Нижегородской, Самарской областях уже по 12 партий выдвинулись, из которых, как показывает практика, добрая половина в кампании участия фактически не принимает. То есть это имитация конкурентной борьбы, политический симулякр.
Печать