В БДИПЧ ОБСЕ разработан алгоритм ограниченного мониторинга в связи с пандемией, он успешно применялся в ряде стран, и непонятно, почему Россия из него выпала. Такое мнение высказала председатель ЦИК Элла Памфилова. Напомним, что ранее Бюро отказалось направлять миссию наблюдателей на думские выборы в Россию. Формальной причиной для отказа стало предложение российской стороны сократить количество экспертов.
Декан Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве Российской Федерации Александр Шатилов: - Никто особенно не удивился, когда на днях представители Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) сообщили, что, хотя они очень сожалеют, но не смогут прислать наблюдателей для работы на выборах депутатов Государственной Думы РФ 19 сентября 2021 года. Случаи, когда за границей согласились с нашими доводами, стали такой редкостью, что про них стали забывать.
«Мы очень сожалеем о невозможности нашего наблюдения за предстоящими выборами в России, – сказал директор БДИПЧ Маттео Мекаччи. – Однако способность самостоятельно определять количество наблюдателей, необходимое нам для эффективного и достоверного наблюдения, имеет значение для любого международного наблюдения. Настойчивые требования российских властей ограничить количество наблюдателей, которых мы могли бы направить, к сожалению, сделали сегодняшний шаг неизбежным».
Что же произошло? Запретили въезд гражданам конкретной страны? Нет их попросили ограничиться 50-ю наблюдателями. Пояснили, что состав всех миссий иностранного наблюдения в России предполагается ограничить из-за пандемии. Мы готовы принять 200-300 иностранных наблюдателей, людям из БДИПЧ готовы отдать вплоть до четверти мест. Однако они недовольны.
Директор БДИПЧ гордо заявил, что на предлагаемых условиях организация в России работать не будет. Чего же они хотели?
«На основании результатов оценки потребностей, проведенной за несколько месяцев до выборов, БДИПЧ определяет размер и формат наблюдения, необходимого для проведения независимой и достоверной оценки. Миссия, развернутая с мая по июнь, обнаружила, что необходимо 80 долгосрочных наблюдателей и 420 краткосрочных», - добавляют в сообщении из Копенгагена.
Однако здесь есть вопрос: насколько разумны такие требования? В России международных наблюдателей будет почти в 10 раз больше, чем на выборах в США, хотя избирателей в России в полтора меньше. В США шериф может заявить международному наблюдателю – если вы зайдете на избирательный участок – отправитесь в участок полицейский. Не в России. Как мы видим, сложно подозревать нашу страну в желании что-то утаить.
Россия всегда предлагает иностранным наблюдателям приехать и составить собственную аргументированную позицию о ходе выборов. Важно: именно аргументированную позицию, а не похвалить и не поругать российскую избирательную систему! Мы постоянно опасаемся, что кто-то упрекнёт Россию в несуществующих нарушениях, однако рассмотрим другой вариант: а как быть, если наблюдатели БДИПЧ сочли бы российские выборы абсолютно легитимными, а у российских экспертов возникли бы вопросы? Нет тут власти авторитетов – есть власть фактов.
Позиция международных наблюдателей от одной организации не может быть для России единственной и неповторимой. Потому и приглашают разных людей, чтобы было больше позиций, основанных на фактах.
Все знали - люди из БДИПЧ заранее были настроены критически и скептически. Ведь миссия организации уже находилась России: они приехали и успели подготовить (заранее!) доклады о грубых нарушениях на выборах в России. Точнее, пытались, но их ждало разочарование.
Даже после этого в России им не указали на дверь, а попросили соотнести состав их миссии с остальными иностранными представителями. Но в БДИПЧ решили, что это повод громко хлопнуть дверью. Скорее всего, оценив тот простой факт, что в сентябре не будет повода заявить о нечестно проведенных выборах. И присутствие на участках поставит наблюдателей БДИПЧ в неловкое положение – придется врать. Гораздо изящнее не приехать, а всякие гадости пусть пишут туземные прокси. Джентльмены останутся в белом.
Вообще, масштабные миссии БДИПЧ в последнее время направляются в очень интересные места: в Армению - спасать Пашиняна, в Грузию, в Молдову – не дай бог сойдут с истинного пути, в Болгарию и Северную Македонию. Вероятно, с целью своим вердиктом придать в европейских глазах респектабательность нужному политику.
Но список российских политиков, участвующих в выборах в Государственную думу их, похоже, не устраивает – там нет «нужных». Что же тогда напрягаться?
Как известно, это для правдивого, объективного отчета надо собирать данные и работать в поле. Но за объективность похоже сегодня в Европе не платят.
В планах БДИПЧ - стать главным международным органом по наблюдению за выборами. Вот только не защищают они независимое международное наблюдение. Когда в 2019 году Украина запретила въезд российским наблюдателям, входящим в состав миссии БДИПЧ, приняв специальный закон, глава организации Ингибьерг Сольрун Гисладоттир проглотила откровенно политический запрет.
Вообще удивляет, сколько внимания в России уделяется БДИПЧ. На них что, свет клином сошелся? К нам собираются наблюдатели из Европы, Азии, из БРИКС, из ШОС. Россия много с кем сотрудничает и много в каких организациях состоит – и все относятся к просьбам нашей страны с уважением и пониманием. С учётом пандемии и непростой эпидемиологической ситуации, могли бы не пригласить вовсе никого, и это было бы воспринято нормально. Россия всего лишь попросила. Однако у БДИПЧ, как выясняется, были другие планы – дайте нам все и еще сверху. Ну, простите, Россия не обязана удовлетворять ожидания всех и каждого.
Цифры названы. Дверь никто не закрыл. У БДИПЧ есть возможность передумать, хотя в это верится слабо.
Печать