Политолог, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО), эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов – о стремительно меняющейся обстановке в Афганистане и постепенном переходе страны под контроль талибов.Несмотря на осторожные, но неменяющиеся прогнозы в отношении того, что "Талибан" (террористическая организация, запрещенная в РФ) рано или поздно захватит власть в Афганистане, вся ситуация развивается намного быстрее, чем мы себе даже могли представить. Я как был не согласен, так и до сих пор не согласен со многими экспертами, которые говорят, что талибы возьмут под контроль страну к концу года. Все происходит быстрее, чем ожидалось.
Ситуация действительно развивается стремительно. Подтверждение тому - Кандагар. Весь интернет обошло видео, которое показывает, что афганские власти вместе с армией не то что покидают Кандагар, а в буквальном смысле бегут. На полной скорости на военных машинах выезжают оттуда. Уже понятно, что организованное сопротивление, которое не могла оказать официальная афганская власть, поддерживаемая даже американской авиацией, сломлено.
Не оправдался расчет и на этнические, клановые группировки, какой был с свое время «Северным альянсом» Ахмада Шаха Масуда. После ухода Советского Союза из Афганистана он оказывал достойное сопротивление талибам. Сейчас этого не происходит. У полусамозванного маршала Рашида Дустума, на которого многие ставили, как на одну из самых мощных объединяющих фигур по типу Масуда, ничего не получилось. Он как-то смог сделать так, что его родной сын попал в плен талибам, это безусловно их победа,что его военная форма, напичканная звездами и аксельбантами, тоже попала к талибам.
Талибы уже не те, что в начале 90-хНадо отметить, что сами талибы по сравнению с прошлым периодом ведут себя более осмотрительно и дальновидно. Они придумали, может быть, почитали историю – своеобразные аусвайсы, как немцы в свое время. Их раздают бывшим государственным чиновникам и военным. Сдавшиеся талибы при предъявлении такого документа могут рассчитывать на то, что с ними просто не расправятся на улице. То есть, талибы ведут продуманную и куда более лояльную, чем в конце 80-х - начале 90 - х годов политику по захвату и, можно сказать даже, по консолидации страны
Большая часть афганских границ уже находится под контролем талибов, поэтому официальная афганская власть не может рассчитывать на какие-то более или менее объемные поставки по суше, а по воздуху много не перевезешь. С учетом огромных потерь и в материальных средствах, и в личном составе, я уже не вижу никакой возможности для восстановления боеспособных вооруженных сил афганской армии. То, что мы наблюдем сейчас – это ни больше ни меньше, чем агония. Причем, сама афганская армия была сознательно лишена американцами тяжелого орудия, которое, например, СССР оставил. Они очень слабо могут наносить авиационные, ракетные удары. У них своего ничего нет. По сути, афганская армия оставлена с талибами один на один, полагаясь на джипы и стрелковое оружие. И как мы видим, в огневом столкновении талибы зачастую действуют сильнее. Сравните с ситуацией после 1989 года, и увидите, насколько зыбким оказался проамериканский режим хотя бы по длительности сопротивления талибам.
Затишья, когда по две недели ничего не происходит, новости перестают приходить, не означают, что там что-то произошло позитивное. Они означают, что у талибов настолько продвинутое военное командование, что они буром не прут, а действительно реорганизовывают свои силы, а потом наносят еще несколько мощных ударов. Вот Кандагар, второй по величине город в стране, уже пал.
Что будет в Афганистане после победы талибов?Можно представить себе два варианта. Либо это будет независимый талибский Афганистан, который даже Китай не хочет трогать. Сейчас взамен на гарантии о том, что афганские талибы на своей территории не будут совершать поползновения в сторону уйгуров (известной проблемы для КНР), Китай даже пообещал им какие-то определенные инвестиции.
Второй вариант —
это турецкий Туран, о котором много говорят, и желание турецкого высшего военно-политического руководства оставить в Афганистане некий свой контингент. Вариант, не лишенный смысла. Дело в том, что Афганистаном со стороны США занимается дипломат Росс Уилсон, со стороны Великобритании – посланник Лори Бристоу. Эти люди в сое время, еще в годы становления Реджепа Тайипа Эрдогана президентом Турции и накопления им той авторитарной силы и власти, которой он обладает сейчас, были такими турковедами со стороны англо-саксонского мира, являлись посланниками в Турции долгое время. Не исключено, что эти люди будут продвигать некие пантюркистские интересы в Афганистане.
Однако со стороны талибов турки пока наталкиваются на жесткое сопротивление. В том смысле, что их считают такими же оккупантами, как американцев, и разговаривать с ними не хотят.
Но факт остается фактом. Конец года — самый крайний срок, когда Афганистан фактически перейдет под контроль движения "Талибан" (террористическая организация, запрещенная в РФ).
А пока мы будем продолжать следить за стремительно развивающейся ситуацией. Ведь, как сообщают, к этому часу талибы находятся уже в 50 км от Кабула, город почти отрезан от коммуникаций и электроэнергии. Ситуация такова, что журналисты и военные эксперты даже не успевают «подбивать» свои материалы сообразно обстановке.
P.S.: Президент Афганистана Ашраф Гани, как говорят сейчас, находится (бежал?) в пограничной провинции Балх, откуда рукой подать до Таджикистана, либо Узбекистана, всё больше людей вспоминают съезд Партии регионов в Харькове в 2014 году, куда убыл с известным исходом Виктор Фёдорович Янукович…
Печать