Президент Белоруссии Александр Лукашенко обязался признать Крым частью России, но готов сделать это только с одним условием — «когда последний олигарх России признает Крым и начнет поставлять туда продукты». Он подчеркнул, что признанию Минском полуострова не помешает даже Будапештский меморандум.
Официальное признание Крыма как субъекта Российской Федерации расставило бы верные акценты в российско-белорусских отношениях, считает лидер белорусской политической партии «СОЮЗ» Сергей Лущ.За публично выдвигаемым условием часто кроется нежелание политика идти на компромисс. Дело в том, что глава Беларуси - не такой президент, который будет принимать решение под давлением. Напротив, чем активнее муссируется тема, тем большим окажется сопротивление с его стороны. Очевидно же, что озвученное Александром Лукашенко условие по Крыму выглядит нереальным. Олигархи по определению не должны признавать политический статус какой бы то ни было территории. Если же речь об инвестировании в полуостров, то оно со стороны России идет полным ходом.
Поэтому, можно утверждать с большой долей вероятности, что белорусское руководство не готово к быстрому принятию решения по Крыму. Впрочем, медлительность в согласовании стратегических вопросов вообще присуща Минску. К тому же, крымская тема для Беларуси является весьма острой, в силу того, что соседний Киев, у которого с Минском (несмотря на склоки) имеются обширные коммерческие связи, болезненно воспринимает любые движения по части статуса Крыма и непременно отреагирует на вызов его интересам контрмерами в экономической сфере. Иными словами, подспудно встает вопрос о компенсационных мерах для Беларуси, которые должны быть соразмерны предполагаемым потерям, и экспертное сообщество сейчас как раз пытается вычислить баланс плюсов и минусов.
Действительно, вопрос Крыма в белорусско-российской повестке присутствует давно и, учитывая его специфичность, российское руководство не торопило с ответом. Собственно, и в настоящий момент позиция официальной Москвы остается прежней. Показателен комментарий главы МИД России Сергея Лаврова, по мнению которого, Крым автоматически считается признанным белорусской стороной, так как мы находимся в Союзном государстве, и вся территория России априори является субъектом альянса. Ведь нельзя же быть в союзных отношениях лишь с частью государства.
Между тем, в таких вопросах всегда важно подтверждение официальной позиции руководства страны. Это своего рода маркеры как для внешнего мира, так и для патриотически настроенной общественности.
Ранее Минск опасался критики от западных партнеров. Ведь в канун президентской выборной кампании, Беларусь переживала своего рода ренессанс в отношениях с теми же США. Мы помним исторический визит тогдашнего госсекретаря Майка Помпео в Минск и решение Вашингтона о реанимации своего посольства в Беларуси. Но возникшие в ходе прошлогодней выборной кампании разногласия открыли путь к более тесной интеграции Беларуси с Россией. Президентские выборы внесли свои коррективы, и теперь Минск может делать заявления без оглядки на Запад.
Вот уже год, как белорусское государство стойко держит беспрецедентный по мощности удар коллективного Запада. Разумеется, поддержка союзной России велика, но основные усилия по отражению атаки на наши суверенные права все же прилагает сама Беларусь. Это признают и в Москве. Запад перепробовал множество невоенных способов давления на республику, но они так и не дали желаемого для противника результата.
Естественно, враждебные выпады против Беларуси формируют у ее руководства соответствующие настроения и пойти наперекор западному сообществу республике сегодня проще, чем, когда бы то ни было. Можно сказать, что принципиальность белорусского руководства в проведении независимой политики вышла на максимально возможный уровень.
Хорошо известно, что белорусы считали Крым родным в советские времена, когда Москва являлась столицей большой державы. Аналогичные настроения сохраняются по сей день, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований. К примеру, более 70 % белорусов вообще считают себя вместе с русскими и украинцами единым народом. Не удивительно, что возвращение полуострова в российскую гавань мы восприняли как естественный ход истории. Тем более, что сами жители Крыма четко определились по этому поводу на референдуме.
Вместе с тем предположу, что рядового белоруса больше волнует экономическая сторона вопроса нежели политическая. Кто-то тоскует по Крыму как здравнице, и здесь важно наличие прямого железнодорожного и авиасообщения между полуостровом и Беларусью. Другие хотели бы наладить и развивать коммерческие связи с Крымом. Поэтому, официальное признание Крыма как субъекта Российской Федерации определенно расставило бы верные акценты и послужило бы стартом для скорейшей реализации данных задач.
Печать