У России есть опасения по поводу безопасности из-за ситуации в Афганистане. Об этом заявил Ахмад Масуд–младший, сын знаменитого афганского полевого командира, министра обороны страны в 1992–1996 годах Ахмада Шаха Масуда. По его словам, он ещё не контактировал с официальными российскими представителями, но надеется на это. Масуд выразил надежду, что РФ вмешается и поможет избежать эскалации насилия в стране. Он также заметил, что подобное развитие событий находится в интересах России, ведь если «экстремистская идеология будет внедрена здесь, то заполыхает во всей Центральной Азии и на юге России». В таком случае, считает лидер сопротивления, экстремизм будет на подъёме.
Российская Федерация ведет активные переговоры с всеми сторонами, которые в той или иной степени заинтересованы в ситуации в Афганистане, отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Что касается самой фигуры Масуда-младшего, то, я думаю, надежды на его счет несколько преувеличены. И прежде всего у западной общественности, которая делает из Масуда такого национального героя. Пока, в отличие от своего легендарного отца, каких-то реальных действий помимо деклараций мы от Масуда-младшего не услышали.
Время покажет, насколько он действительно может консолидировать какую-то часть афганского общества и насколько эти действия будет позитивны, либо негативны в отношении будущего Афганистана.
В то же самое время необходимо подчеркнуть, что нынешняя ситуация принципиально отличается от той, в которой находился его отец двадцать с лишним лет назад. Поскольку в тот период времени была достаточно широкая поддержка так называемого «Северного альянса», которым руководил Ахмад Шах Масуд. Было понимание того, что это широкие слои населения Афганистана, которые не принимают талибов и что «Северный альянс» отстаивает интересы этих слоев населения.
Сейчас мы видим, что талибы установили практически без какого-то сопротивления и по сути почти бескровно контроль практически над всей страной. Они обещают учесть интересы разных этнических и конфессиональных групп. В этом контексте заявления Ахмада Масуда-младшего являются лишь заявлениями. Пока на него работает только имидж отца.
Что касается заявлений Масуда относительно России, то, конечно, Россия
заинтересована в мире в Афганистане. Более того, заинтересована существенно больше, чем США или Франция с Великобританией, потому что Афганистан находится в непосредственной близости к границам России, наших союзников по ОДКБ. В то же время Россия всегда выступает против вмешательства во внутренние дела другого государства и в данном случае этим государством является Афганистан.
Хочу подчеркнуть, в отличие от тех же самых Соединенных Штатов, которые достаточно произвольно трактуют принцип невмешательства во внутренние дела, считая, что вмешиваться, конечно не стоит, но если хочется, то можно, Россия действует принципиально иначе. И заявления Ахмада Масуда в какой-то степени даже провокационны в отношении России, поскольку Масуд фактически заявляет о том, что Россия должна вмешаться.
Я не считаю, что это правильно. Россия может и должна участвовать в мирном процессе. И те действия, которые производит Россия в настоящее время на дипломатической арене, направлены именно на это. Российская Федерация
ведет активные переговоры со всеми сторонами, которые в той или иной степени заинтересованы в ситуации в Афганистане.
Россия готова защищать своих союзников. И если возникнет угроза на границе с Таджикистаном, например, и Таджикистану как союзнику России будет грозить опасность со стороны тех или иных вооруженных формирований, то Россия безусловно придет на помощь. Но я не думаю, что кому-то их афганских политиков есть резон обращаться и сигнализировать России с тем, что она должна вмешаться во внутренние дела Афганистана и тем более ввести туда свои войска.
Печать