Шатилов Александр Борисович, декан Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член правления Российской ассоциации политической науки - об использовании системы «Мобильный избиратель» на выборах в России.
В последние годы мы наблюдаем достаточно устойчивую картину – в ходе федеральных кампаний несколько миллионов российских избирателей голосуют не на своем участке. Это же показывает и статистика за 2021 год: - 3 553 069 избирателей подали заявления о голосовании по месту нахождения (система «Мобильный избиратель»).
Относительная стабильность этих показателей по факту опровергает версию об административно-мобилизационном буме с использованием «Мобильного избирателя»– в противном случае графики и гистограммы наглядно показала бы скачок данных по числу голосующих по сравнению с прошлыми годами, которого нет. Более того, число желающих проголосовать с использованием «Мобильного избирателя» по сравнению с прошлым годом не только не возросло, но даже чуть снизилось.
Статистика показывает, что ближайшее по времени сопоставимое голосование – общероссийское голосование по Конституции в 2020 году – дало цифру в 3 767 293 зарегистрированных избирателей, то есть меньше на 200 тысяч избирателей, чем сегодня. Если же сравнивать с президентскими выборами 2018 года, то уменьшение более очевидно – тогда механизмом «Мобильный избиратель» на выборах 2018 воспользовались 5,7 млн. человек. Но тогда и сам сервис был в новинку, и голосование по месту нахождения в 2018 году в отсутствие возможностей голосования по Интернет было единственной альтернативой традиционному голосованию.
Анализ данных за последние годы показывает, что «Мобильный избиратель» плотно вошел в электоральную практику россиян. Сегодня им стабильно пользуется 3,5 млн., что составляет порядка 3% избирателей. В основном – это политически активные граждане, проживающие не там, где зарегистрированы. Эти люди по достоинству оценили предоставленную им возможность голосовать на участке по месту нахождения и не чувствовать себя гражданами второго сорта только потому что живут не там где прописаны. Ведь ранее они, чтобы получить возможность проголосовать, должны были ехать к месту постоянной регистрации и голосовать там, либо опять таки заранее ехать «домой» , брать там в «своей» комиссии открепительные удостоверения и с ним уже заявляться в комиссию по месту фактического проживания. Излишне говорить, что такая возможность была далеко не у всех, и потому избавление от «крепостного права» и возвращение фактической возможности участия в выборах воспринимается ими с благодарностью. Эту основную адресную группу мобильных избирателей дополняют командировочные и туристы, а при многодневном голосовании также избиратели, предусмотрительно решившие проголосовать рядом с работой и освободить выходные для семейных дел. И это нормально: голосуют не там, где проживают, а там, как им удобно.
В целом сервис «Мобильного избирателя» сегодня занял свою нишу, число избирателей, желающих воспользоваться его услугами, стабилизировалась и вряд ли стоит ждать взрывного роста числа голосующих в ближайшие годы. Тем более что по мере расширения географии применения конкуренцию «Мобильному избирателю» составит дистанционное электронное голосование. И если раньше гражданин записывался, чтобы голосовать на участке по месту нахождения, то сейчас – совершает аналогичный набор действий, чтобы проголосовать по месту нахождения, уже без всякого участка. ДЭГ позволяет голосовать в любом удобном избирателю месте: хоть у станка, хоть с дивана.
Печать