Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о ходе голосования на выборах в Государственную думу.По прошествии
первого дня голосования можно констатировать достаточно высокую явку. И это, кстати, не подтверждает мнение тех экспертов (а этих экспертов было достаточно много), кто сомневался в интересе россиян к выборам. Довольно много муссировалось
в рамках избирательной кампании мнений о том, что она идет вяло, что
избирателей она не интересует. Но сейчас мы видим вероятность того, что в 2021 году на участки придет и проголосует больше избирателей, чем это было в 2016-ом.
Я думаю, здесь есть несколько причин. Во-первых, это высокий уровень конкуренции, а не секрет, что именно конкуренция является основным драйвером избирательной кампании. И мы наблюдаем, что в рамках нынешней кампании конкуренция выше, чем на предыдущих выборах. И в целом конкуренция в ходе выборов как федеральных, так и региональных имеет тенденцию к росту. Сейчас в избирательном бюллетене присутствуют 14 партий. И практически эти партии представляют весь политический спектр. Более того, многие из партий реально претендуют на положительны результат.
Еще один важный показатель – пожалуй, впервые за последние 18 лет у нас есть интрига в количестве партий, которые пройдут в Государственную думу. Как известно, эксперты рассуждают в диапазоне от трех до шести. С 2003 года и до настоящего времени у нас была достаточно стабильная четырехпартийная система. Возможно, она будет воспроизведена и сейчас, но тем не менее элемент непредсказуемости существует.
Если уж на то пошло, давайте сравним с американской системой. Последних 150 лет в США нет никакой интриги. Есть две партии, никакой третьей. В Германии сейчас вот буквально будут выборы в Бундестаг, там же тоже нет интриги. Все знают, что есть шестерка партий, которая гарантированно проходит. По поводу одной, правда, высказываются мнения, что она балансирует на грани, это левая партия. Но, согласитесь, шесть или пять с половиной – это существенно меньший диапазон, чем от трех до шести. Поэтому те, кто говорит о том, что у нас предсказуемая и скучная система, конечно, неправы.
Возможно, часть избирателей все-таки услышали важные слова, сказанные нашим президентом о том, что Государственная дума существенно трансформируется в сторону расширения своих полномочий. Следовательно, выборы-2021 - это значительно более важные выборы, чем выборы 2016-го. Поскольку фактически к Думе переходят ключевые позиции по формированию правительства. Ценность депутатского портфеля существенно возрастает. На мой взгляд, это тоже является очень важным драйверов и повышает интерес избирателей.
Второй очень важный момент. На уровне думских выборов в семи субъектах Российской Федерации применяется дистанционное электронное голосование. И здесь мы видим хорошие результаты. В первый день почти половина записавшихся проголосовали. Тут хотелось бы подчеркнуть, что наша система выдержала все DDoS-атаки.
Активные попытки вмешательства в волеизъявления наших сограждан,
попытки дестабилизировать ситуацию, дискредитировать выборы мы наблюдаем традиционно. Это попытки целенаправленные. Они исходя от ряда западных государств. Мы хорошо знаем эти государства. И эти государства хорошо знают, что мы знаем, как они пытаются сорвать наши выборы. Не случайно посол главного из этих государств - Соединенных Штатов Америки - был вызван в Министерство иностранных дел, где ему была вручена нота относительно вмешательства в российские выборы.
DDoS-атаки на сайты Центризбиркома, на систему электронного голосования, которые оказались неуспешными, но тем не менее имели место, - это все скоординированные вещи.
Подтверждение этому и то, что в четверг, то есть за несколько часов до начала голосования на выборах в России, Европарламент принял-таки резолюцию, которая была подготовлена еще месяц назад литовским депутатом. Фактически Европарламент объявил наши выборы и их результаты незаконными. Я думаю, что для российских граждан это очень важный сигнал. Но хочу обратить внимание, в том числе и наших партнеров на Западе, что признание результатов выборов, так же, как и сами выборы - это прерогатива российских избирателей, а не литовских, не французских, не немецких и не американских.
А Европарламенту лучше обращать внимание на то, что есть у них. Например, на немецкие выборы, которые будут через неделю. И на которые больше половины партий не допущены. Хочу подчеркнуть, у нас была не зарегистрирована одна партия, потому что она не представила должное количество подписных листов. Это Российский общенародный союз. А в Германии не зарегистрированы половина партий. В том числе германская коммунистическая партия, которой отказано в регистрации впервые за всю ее историю. Это о чем-то говорит.
Следующий момент - выборы проходят чисто. И та система мониторинга, которая существует у нас, беспрецедентна. В том числе и видеосъемка. Уже были моменты, когда запись откручивали назад, чтобы зафиксировать, что там было. Это свидетельство того, что система работает эффективно. В целом, существенных нареканий нет. Есть некоторое количество абсолютно не значимых нарушений, которые в принципе есть всегда, в любой стране, в любое время. И в России тоже.
Конечно,
есть большое количество фейков, которые множатся, но в которых нет правды. Это еще одно свидетельство тому, что есть люди, задача которых - дискредитация выборов. Но это вообще не про голосование, не про волеизъявление. Это не про распределение мест в парламенте. Это вообще проходит по другой статье и называется - информационная война, и никак по-другому.
Печать