Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о ходе выборов, видеороликах в интернете и доверии избирателей к процедуре голосования.Лично я никаких нарушений не видел. Те участки, которые попались мне на глаза в Москве, работают спокойно, без массового голосования. Люди идут, но сказать, что в пятницу-субботу была какая-то особая активность, нельзя.
Если говорить о ДЭГ, не думаю, что в рамках этой кампании электронное голосование
привлечет какой-то новый электорат. ДЭГ объективно мало пропагандируют. Но в целом способ, конечно,
вызывает у людей интерес. Возможно, в ближайшем будущем избиркомы модернизируют саму процедуру ДЭГ, усилят её продвижение в обществе. И это действительно привлечет больше избирателей на выборы. Это же очень удобно: голосуешь, не выходя из дома.
Что касается нарушений, то все, что сейчас транслируется и попалось мне на глаза, это видеозаписи, сделанные кем-то, где-то и когда-то. Да, люди указывают, что это вот на данном избирательном участке. Но, честно говоря, любой человек может снять что-то и пять лет назад, выложить в интернет сейчас. У меня особого доверия к таким записям нет. Если только это не какое-то разбирательство в комиссии или в суде. Да и то требуются ещё иные доказательства нарушений. В общественном пространстве интернета, по сути, отсутствует объективный критерий доверия данному материалу.
Общественное наблюдение может определять тренд. Таким образом оно поддерживает доверие граждан к выборам и, следовательно, является одной из опор легитимности выборов. Говорить в масштабе страны об абсолютном доверии всех без исключения граждан к выборам мы в принципе не можем. Всегда есть отдельные группы людей, которые по разным причинам не доверяют процедуре выборов, начиная от каких-то нравственно-религиозных воззрений и заканчивая прямой материальной заинтересованностью. Поэтому сто процентов доверия никогда не будет. Но подавляющее большинство граждан нашей страны выборам доверяет. Голосовать ходят или не ходят, но позитивно оценивают весь процесс. И поддерживают власть. Более того, я предполагаю, что существует парадоксальная ситуация, когда люди из того небольшого процента, которые не доверяют выборам, доверяют власти. Власти, которая сформирована посредством процедуры выборов. Потому что после того, как эти выборы проходят, эти же люди, которые говорили, - не верим, обращаются в органы власти, сформированные посредством этих выборов, взаимодействуют с ними и признают их решения.
На самом деле процент людей, которые не доверяют ни выборам, ни органам власти, никому и ничему, - это процент мизерный.
Печать