Ответственный секретарь Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, президент Центра ПРИСП Александр Точенов – о том, как проходило трехдневное голосование в Самарской области и о том, что делается для того, чтобы дать возможность проголосовать и не дать возможности исказить результаты голосования.В Самарской области мы плотно сотрудничаем с общественным ситуационным Центром наблюдения, избирательной комиссией, уполномоченным по правам человека. В общем и целом, пока все в штатном режиме, но есть вопросы организационно-технического характера, которые решаются по мере появления. Спорные ситуации возникают и по ходу голосования, но они также снимаются практически сразу после выезда мобильной группы, либо после выяснения ситуации по телефону.
Пока не произошло ничего, что могло бы повлечь нарушение избирательных прав граждан. Но есть мелкие вопросы, на которые в любом случае мы обращаем внимание. Например, в одной избирательной комиссии на столы положили календарики одного из кандидатов. Объяснение было такое, что, мол, это человеческий фактор, непреднамеренно произошло. Но, тем не менее, председателя комиссии отстранили после вмешательства общественных структур.
Сейчас разбираемся с голосованием в ковидном госпитале, потому что есть пожелание отдельных наблюдателей посетить «красную зону», что категорически запрещено медицинскими протоколами. Однако там находится член комиссии из медперсонала, есть наблюдатели, тоже из числа медиков. Но посторонним в этой зоне находиться нельзя. Такие вопросы нужно проработать в будущем. Мы все заинтересованы в том, чтобы дать возможность проголосовать и не дать возможности исказить результаты голосования.
Кроме того, в первый день голосования было много очередей на отдельных избирательных участках, куда переподписались избиратели по месту работы. Среди них - представители федеральных структур, налоговой и МЧС. С одной стороны, это удобно – чтобы люди могли проголосовать рядом со своим местом работы. С другой стороны, они все пошли в одно и то же время, что создало большие очереди. Есть еще одна проблема: я поехал в командировку и через систему «мобильного избирателя» открепился, приписался к участку в Самаре, при этом потерял возможность проголосовать за Мособлдуму, за горсовет депутатов. Я проголосовал как положено по закону только за федеральный список в Госдуму.
В Самарской области идут выборы в областную думу, и есть вероятность того, что некоторые избиратели, получив возможность проголосовать рядом с работой, могут проголосовать лишь за кандидата в депутаты Госдумы, потеряв при этом возможность проголосовать за своего депутата-одномандатника в регионе. Такую ситуацию надо доработать. Я уже об этом сообщил председателю Центризбиркома Элле Александровне Памфиловой, и мы договорились, что это войдет в наш итоговый доклад, чтобы в дальнейшем найти решение.
Что касается работы Центра видеонаблюдения в Тольятти и в Самаре, ажиотажа от граждан с улицы практически нет. Вчера я был в Тольятти, за полтора дня в Центр пришел всего один человек, а записалось три человека. В Самаре ситуация аналогичная: записалось около трех десятков человек, но пришло значительно меньше. Есть возможность наблюдать, но не идут, а возможность пошуметь, что «мы хотели, а нас не пустили», не упускают.
Общественное наблюдение доступно для каждого, приходите, наблюдайте, система работает и помогает проверить все сомнительные ситуации.
Печать