В Германии состоялись выборы в парламент. По их итогам будет сформирована новая коалиция с новым канцлером во главе. После 16 лет у власти канцлер Германии Ангела Меркель свою кандидатуру на выборы не выставляла.
Главный итог выборов в Германии – это восстановление двухпартийной системы. По сути, две крупнейших партии, доминирующие достаточно длительное время, восстановили свои позиции, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Прошедшие в Германии парламентские выборы подвели черту под 16-летним правлением Ангелы Меркель и одновременно под доминированием ХДС/ХСС. И это действительно очень серьезные изменения, потому что относительное поражение партии – это результат их собственных ошибок, с одной стороны. А с другой стороны, результат пандемии и того социального напряжения и стресса, которые существуют в немецком обществе. И которые, кстати, характерны для большинства стран мира.
Если проанализировать выборы, мы увидим, что очень часто правящие партии терпят поражение. И в этом смысле результат «Единой России» один из немногих успешных результатов правящих партий в пандемический период.
Возвращаясь к Германии, надо отметить самое главное. А это то, что ХДС проиграла, социал-демократы восстановили свои позиции, утраченные 16 лет назад. И более того, восстановили позиции одной из двух ведущих партий. Третий очень важный момент то, что проиграли «Зеленые». Да, они набрали относительно высокий процент, заняв третье место. Да, они скорее всего окажутся в правящей коалиции. Но все-таки я расцениваю их результат как поражение, поскольку слишком большие авансы отвешивали «Зеленым», слишком хороший у них был до этого тренд на повышение. С каждым годом и в соцопросах, и в отдельных выборных кампаниях они улучшали свои позиции. До 2021 года.
Здесь не надо сравнивать 2021-ый с 2017-ым, с предыдущими выборами. Нужно сравнивать 2021-ый со всем периодом последних лет, когда «Зеленые» постепенно наращивали свои электоральные показатели. И теперь сдулись. Это важный момент, который потребует от «Зеленых» определенной перестройки, работы над ошибками. А результат прошедших выборов показал, что с одной стороны, «зеленые» идеи действительно набирают популярность, но с другой стороны, и общество, и бизнес-среда к данным идеям относятся с большой настороженностью.
Итак, главный итог выборов – это восстановление двухпартийной системы в Германии. В том смысле, что две крупнейшие партий, доминирующие в системе достаточно длительное время, старые немецкие партии восстановили свои позиции.
Еще один момент, который нужно учитывать. Фактически мы можем увидеть правительство без партии, победившей на выборах. Вероятность правительства без социал-демократов существует, это так называемая коалиция «Ямайка», то есть христианские демократы. Свободные демократы и «Зеленые». И с учетом того, что социал-демократов и христианских демократов разделяют, по сути, полтора процента, и с учетом сложных отношений между социал-демократами и свободными демократами в целом ряде принципиальных позиций, по которым они могут не договориться, вероятность такой коалиции есть. Она, конечно, не самая вероятная, но тем не менее она существует.
Что это означает? Это означает, что парламентская демократия может прийти к абсурдному результату, формированию правительства без победителя. Это ситуация, которая вызывает вопросы с точки зрения современного политического процесса. И если так произойдет, то это будет все, что угодно, но только не демократия.
Ситуация, при которой избиратель голосует за одну партию, а другие партии формируют правительство – это ненормально.
Согласно процедуре, сначала будет дано право сформировать коалицию социал-демократу Олафу Шольцу. Если он не сможет ее сформировать, право переходит к христианским демократам, к Армину Лашету. Вот об этой ситуации идет речь.
После прошлых выборов немецкое правительство формировалось очень долго. Сейчас Олаф Шольц обещает сформировать его быстро, к рождеству. Выглядит это, как издевка. Потому что до рождества еще три месяца, и это означает, что фактически целый квартал, четверть года немцы проживут без правительства. И это в лучшем случае, если Шольц выполнит свои обещания и сможет договориться о создании коалиционного правительства. Это тоже, как мне кажется, обесценивает немецкую демократию. Поскольку речь идет об отложенном эффекте – избиратели голосуют здесь и сейчас, а получают на ближайшие месяцы правительство Ангелы Меркель, которое продолжит работать.
Таким образом, проявляется уязвимое место нынешней парламентской демократии, основанной на дроблении результата между множеством партий.
Печать