Госпрограмма развития Северного Кавказа в прошлом году была исполнена менее чем на 90%, подсчитали аудиторы Счетной палаты РФ. Вовремя не потратили 1,4 млрд рублей. В том числе из-за того, что сроки сдачи некоторых объектов пришлось сдвигать. В ходе реализации госпрограммы в прошлом году не были достигнуты 33 из 297 плановых показателей. При этом развитие СКФО финансировалось правительством исправно. Только на взносы в уставный капитал «Корпорации развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа» было выделено 7,6 млрд рублей.
Счётная палата РФ снова обозначила крайне острый для Кавказа вопрос о том, что развитие региона осуществляется в основном на бюджетные средства, а инвестиционная активность остаётся на низком уровне, отмечает политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Главы республик Кавказа к вопросу работы с инвесторами подходят очень по-разному. Хотя очевидно, что топ-бизнес должен работать напрямую с губернаторами - именно они являются драйверами.
Скажем, в Северной Осетии за бортом думской кампании остался Владимир Гуриев, который является одним из крупнейших инвесторов в республике - на его средства строятся курорты «Мамисон» и «Алания парк», он финансирует ФК «Алания».
Пока что не вижу высокой заинтересованности и со стороны Сергея Меликова, который с крупными бизнесменами за время нахождения на посту встреч не проводил. Хотя у региона есть огромный потенциал, в том числе с учётом многих крупных бизнесменов, вышедших из Дагестана.
В Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, напомню, регулярно проводит встречи с представителями группы «Синара» Дмитрия Пумпянского, которая является якорным инвестором для курорта «Архыз». На последней такой встрече в декабре 2020 года он пообещал, что «Архыз» станет крупнейшим горнолыжным курортом Восточной Европы с протяженностью новых трасс более 100 км. После этого была принята «дорожная карта» развития и реновации курорта.
Совсем другой подход, скажем, в Чечне, где Рамзан Кадыров регулярно встречается с инвесторами - в первую очередь, правда, иностранными, из стран Ближнего Востока. Не назову такой подход идеальным, но, думаю, по такой схеме и нужно работать на Кавказе с крупными инвестпроектами.
Печать