В ходе минувших выборов в Госдуму КПРФ показала лучший результат за последние 22 года. Электоральный рейтинг партии достигает, по данным ВЦИОМ, 23,3%. Однако инициированные коммунистами акции протеста в Москве собрали крайне незначительное число участников.
Причину столь ярких противоречий раскрыл политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин.До недавнего времени внутри КПРФ преобладало мнение, что формулой успеха для партии может служить условно «афонинский подход». Он предполагает демонстрацию относительно высокой лояльности администрации президента РФ, использование практики «договорняков» и эффективную техническую работу со сторонниками (в рамках выпуска газет и т.д.). Эти выборы показали, что, напротив, наиболее высокие результаты достигаются вне «афонинской логики», в рамках серьезной борьбы без «договорняков». Даже кадры, которые в регионах расставлял Афонин, видят эту ситуацию. «Договорняки» больше не приводят к серьезным успехам и ими нельзя оправдывать соглашательство. А у прямого электорального (и где-то уличного) конфликта есть какие-то перспективы. Это само по себе подогревает протестные настроения среди актива и сторонников партии, способствуя в итоге поляризации ее руководства.
Относительный провал уличной мобилизации КПРФ объясняется тем, что на протяжении многих лет партия громила наиболее активные «протестные» отделения в регионах. Я имею в виду прежде всего серию конфликтов на рубеже «нулевых» и 2010-х и в первую очередь «дело неотроцкистов», когда зачистили 14 отделений. Эти погромы и многолетнее использование тактики соглашательства разрушили мобилизационную структуру партии. КПРФ многие годы старалась сделать все, чтобы уйти от уличных столкновений. «Улица» рассматривалась руководством партии как пространство для действий различных антигосударственных сил, например – условных навальнистов. В итоге КПРФ осталась без приводных ремней, без мускулов, при помощи которых можно защищать результаты голосования.
Кроме того, развилка выбора стратегии предвыборной кампании пришлась на весну 2021 г. Тогда многим стало понятно, что итоги голосования будут подводиться не только на избирательных участках, но и на улице. Партия выбрала «вегетарианский» сценарий, согласно которому она будет бороться в рамках предложенного Кремлем консенсуса, чисто на избирательных участках. И никто, даже условные радикалы, включая Рашкина, не готовили никаких уличных мобилизаций. Лидеры коммунистов старательно избегали эту тему в своих выступлениях. Речь не шла даже о постановке вопроса о подготовке к уличным протестам против фальсификаций. Как итог, партия получила слабую мобилизацию. Внутри нее (в особенности – наверху) сохраняются страхи относительно того, что протестная мобилизация приведет к разгрому. И эти опасения не беспочвены. Но именно слабость мускулов КПРФ и отказ их наращивать объясняют малочисленность протестных акций коммунистов.
Печать