Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин убежден, что порядок в своём доме нужно наводить самим, без чужих пирожков и пряников.Прорвавшись сквозь российские контрсанкционные меры и заполучив заветную российскую визу, старший заместитель госсекретаря США госпожа
Виктория Нуланд побывала в Москве для
«установления предсказуемых и стабильных отношений» между США и Россией…
Трудно представить более «подходящую» кандидатуру для столь благородной миссии. Видимо, первоначально
в Вашингтоне готовили её в Москву с целью организации «цветной» революции по итогам сентябрьских выборов. Ведь всему миру она хорошо известна как спец в продвижении «демократизации», которая уже давно стала синонимом установления американского лидерства. Памятны дипломатические «подвиги» этой дамы на площади Незалежности в Киеве, где она раздавала печеньки и пирожки участникам беспорядков.
Но контейнер с «печеньками» в Москве оказался бесполезным. Выборы в России прошли спокойно и организованно. Формирование по их итогам нового состава парламента завершилось, Федеральное собрание приступило к работе над бюджетом страны на следующие три года. Это не означает, что мы не видим недостатков и того, что надо сделать для совершенствования управления нашим государством, подавления казнокрадства и взяточничества, ротации управленческого аппарата. Но у нас есть исторический опыт, позволяющий сделать вывод о том, что нет ничего хуже в борьбе за реальную демократию, чем опора на «помощь» доброхотов коллективного Запада.
Памятен «парад победы» директора ЦРУ Роберта Гейтса в октябре 1992 года, когда перед отлётом в США он прошел строевым шагом перед Мавзолеем, чтобы таким образом отпраздновать победу США над Россией в «холодной» войне. Порядок в своём доме нужно наводить самим. Без чужих пирожков и пряников.
В этих условиях госпоже Нуланд пришлось срочно сменить амплуа и объявить себя посланцем миссии стабильности и предсказуемости. Вот только прежде, чем начинать этот поход, стоило восстановить наконец нормальные дипломатические отношения между двумя странами, нарушенные отнюдь не по вине Москвы. Или, может быть, хотя бы вернуть нагло похищенную российскую собственность из здания нашего генконсульства в Сан-Франциско, закрытого тоже, кстати говоря, по вине американской стороны. Мы уже не говорим о таких крупных вещах как натравливание на Россию бандеровских экстремистов, продолжающееся противодействие установлению нормальных отношений между Россией и Европой в энергетической сфере, безудержная оголтелая информационная война, ведущиеся без зазрения совести в нарушение всех правил приличия, не допускающих вмешательство во внутренние дела других государств.
Конечно, в девяностые годы мы сами подписали немало документов, в которых вопросы демократических свобод и прав человека ставятся выше чем государственный суверенитет. Любое государство может заявить своё мнение о нарушениях прав человека в других странах. Мы и сами не раз и не два указывали американцам на имеющиеся у них в стране грубые нарушения прав человека. Собственно говоря, вся судебная кампания в отношении участников штурма Капитолия 6 января сего года сильно попахивает преследованием инакомыслящих в духе печально известного сенатора Маккарти. Ведь судят только тех, кто участвовал в беспорядках на стороне республиканцев, а не тех, кто стрелял в них, защищая власть демократической администрации. Да и европейские партнёры США регулярно по четвергам на заседаниях Постоянного совета ОБСЕ в Вене обращают внимание мирового сообщества на продолжающуюся в Соединённых Штатах практику исполнения высшей меры наказания посредством смертной казни.
И о том, и о другом можно спорить. Но нельзя подвергать сомнению непреложную истину, что Вашингтону не принадлежит роль некоего международного надсмотрщика и контролёра, имеющего право поучать другие народы, как им следует формировать свои государственные системы и кого избирать в структуры власти. Американцы уже попытались учить демократии вьетнамцев и жестоко поплатились за это. Но урок не пошел в прок. И вот сейчас мы переживаем фиаско операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, подчеркивающее нелепость самого её названия. Стоит в этой связи упомянуть, что если бы в восьмидесятые годы США не поддерживали так активно тех же самых псевдорелигиозных экстремистов, воевавших против режима Наджибуллы в Кабуле, то они не потерпели бы сейчас сокрушительного поражения от тех же самых экстремистов, которых вскармливали тогда, и ситуация в регионе было бы намного стабильнее.
Крах "Несокрушимой свободы", трудности на Ближнем Востоке, неопределённости в отношениях с КНДР и, самое главное, Дамоклов меч растущей мощи Китая, обещающий уже в ближайшем будущем сделать исторической легендой мечты и планы установления американском лидерстве Pax Аmericana, подталкивают Вашингтон к судорожным телодвижениям в поисках каких-то ходов в новой политической ситуации в мире.
Вот и послали в разведку г-жу Нуланд, прозондировать нет ли здесь каких-то возможностей для стратегического диалога. А в качестве приманки позволили ей в качестве большой уступки Москве признать безальтернативность Минских соглашений как основы урегулирования на Донбассе.
Это признание повергло в новый шок киевских администраторов американского внешнего управления Украиной. Но ведь, объективно говоря, за ним ничего ровным счетом не стоит. США и так со временем вынуждены будут бросить «галицаев» также, как они бросили Ашрафа Гани в Афганистане. Секрет здесь прост. Зеленский затребовал для выживания своего режима 270 млрд. долларов. В условиях углубляющегося внутреннего финансового кризиса и смещения геополитических акцентов в Азиатско-Тихоокеанский регион Вашингтон не в состоянии сейчас выделить сумму и в десять раз меньше затребованной киевским вассалом. Поэтому, предлагая Москве уменьшить поддержку своей киевской администрации в обмен на «стабилизацию и предсказуемость», г-жа Нуланд уподобляется партнеру, который щедро предлагает своему оппоненту большую-пребольшую буханку белого хлеба в обмен на маленький-премаленький вагон черной икры.
Путь к возобновлению стабильности и предсказуемости в двусторонних американо-российских отношений Вашингтону следует начать не с шитых белыми нитками посулов, а с принципиального отказа от того, что сенатор Фулбрайт в свое время назвал “arrogance of power” (самонадеянность силы). Надо признать прямо свои ошибки, смирить гордыню и научиться разговаривать на равных и с Москвой, и с Пекином. Без этого надеяться на успешный диалог безнадёжно. Сейчас не 1991 год, наша страна встала на ноги, у нас есть альтернативы, есть ресурсы и, самое главное, есть общенациональный консенсус по важнейшим вопросам внешней политики.
Вот и придется г-же Нуланд возвращаться в Вашингтон без черной икры. Правда, на Дорогомиловском рынке она может относительно недорого приобрести расписную украинскую кошёлку с русскими бубликами.
Печать