На прошлой неделе в Вене принес присягу новый федеральный канцлер Австрии Александр Шалленберг. Он сменил на этом посту Себастьяна Курца, которому пришлось уйти в отставку на фоне расследования прокуратуры по экономическим вопросам. В частности, Курца обвиняют в манипулировании общественным мнением — с 2016 по 2018 годы фигуранты расследования предположительно «покупали» нужные им результаты опросов общественного мнения и политическую рекламу в СМИ без надлежащей маркировки в интересах Курца за счет бюджета.
С Курцем борется не австрийская политическая элита, а внешние европейские силы, считает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Мария Минчева.Как бывший собственник нескольких информационных агентств в России, хочу сказать, что на самом деле конкретную передачу денег за политическую рекламу средствам массовой информации доказать очень сложно. Ни один главный редактор информационного агентства, телеканала или крупной газеты никогда не скажет – да, мы брали деньги за политическую рекламу. Потому что это имидж.
У той бульварной газеты, о которой идет речь в связи с обвинениями, предъявленными Себастьяну Курцу, тираж полмиллиона экземпляров на 9 миллионов граждан Австрии. Это довольно приличный тираж. Я думаю, что на коммерческой рекламе они зарабатывают неплохо, чтобы лепить столбик на правах рекламы политическим заказным статьям. Скорее всего, какую-то рекламу или официальные статьи того же самого правительства они размещали. И всегда могут доказать, что данные деньги были направлены именно на это.
И, конечно, ни в кабинете Курца, ни в кабинетах чиновников из Министерства иностранных дел и Министерства финансов не найдется отчет о том, что издание получило, скажем, миллион евро за публикацию 10 штук формирующих опросов. Более того, источник этих опросов может быть абсолютно любой. Вплоть до того, что газета может провести их самостоятельно. И как будут доказывать, что деньги были именно за опросы, я себе не представляю. Это все домыслы, как и сказал сам Курц.
Но надо учитывать, что у Себастьяна Курца самый высокий рейтинг из всех политиков в стране. Мне кажется, что гораздо сильнее на политику в Австрии влияют те, кто против взаимоотношений Курца с Путиным, отношения Курца к России в целом. Потому что он неоднократно высказывался о том, что Вена всегда являлась мостом между Европой и Москвой. Неоднократно встречался с Путиным, благодарил его за 50 лет поставок газа и прочее. Думаю, что Германии и Франции такой поворот не очень-то нравится. Кроме того, Курц неоднократно выступал против общеевропейских законов, например, против миграционного закона и закона об однополых браках. На мой взгляд, с ним в этой ситуации борется не конкретно президент страны и не австрийская политическая элита, а внешние европейские силы.
Думаю, что Курц ушел в отставку, просто сделав шаг назад, чтобы в следующий раз сделать два шага вперед. Он уже не первый раз канцлер. В прошлый раз его партия – австрийская народная партия - набрала 31% на выборах. После первой отставки Курца, уже на следующих выборах она получила 37%.
Позиции Курца в Австрии достаточно крепки. Он остается лидером партии, лидером фракции в парламенте. Это довольно много постов, для того, чтобы на хороших основаниях и с хорошими перспективами участвовать в следующих выборах. И так как Александр Шалленберг все-таки очень близкий Курцу человек - на пост министра иностранных дел его назначал Курц, а после этого рекомендовал на должность канцлера - связи в правительстве у Курца достаточно крепкие.
Я думаю, что у него достаточно светлое будущее. Либо в правительстве, либо где-то еще мы Себатьяна Курца обязательно увидим.
Печать