Фото с сайта: wikipedia.org
19 октября официально стартовала кампания по выборам в Палату представителей Японии нижнюю палату парламента. В ее компетенцию входит избрание премьер-министра, поэтому эксперты называют Палату представителей наиболее значимой частью политической системы Японии.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО, председатель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация японоведов», член Европейской ассоциации японоведения (EAJS), главный редактор ежегодника «Япония» Дмитрий Стрельцов выделил принципиально значимые моменты грядущих выборов.- Как Вы считаете, есть ли элемент интриги в предстоящих выборах в парламент Японии?- Интрига заключается только в одном: будет ли большинство, которое получит ЛДП (Либерально-демократическая партия) настолько убедительным, что она сможет не считаться с мнением оппозиции, или же правящая партия потеряет определенное число мест, и ей придется в большей степени считаться с мнением политических конкурентов в рамках правящей коалиции. Вопрос заключается в том, получат ли либерал-демократы дополнительные места или нет. У них поставлена цель – обеспечить партии 233 места. Это гарантирует ЛДП простое большинство в нижней палате. Вероятность того или иного сценария развития событий весьма сложно оценить. Есть факторы, работающие «за» и «против» ЛДП. Я лично склонен считать, что, скорее всего, ЛДП подтвердит свой статус в качестве правящей партии и получит даже больше мест, чем в нынешнем созыве нижней палаты парламента.
- Вы не могли бы уточнить, какие факторы – политические или экономические – могут повлиять на поведение избирателей?- Сейчас избиратели в большей степени озабочены социально-экономической ситуацией в стране. Вопросы роста экономики, динамики личных доходов граждан, пенсионного и медицинского обеспечения, стабильности найма – это темы, которые всегда тревожат японского избирателя. Помимо, конечно, пандемии. Но ситуация с распространением коронавируса в Японии сейчас выправилась. Чрезвычайное положение снято. В большей степени людей волнуют вопросы экономики, и в первую очередь – перспективы роста доходов граждан. Не случайно центральный пункт в повестке дня нового главы ЛДП – это перераспределение доходов, снижение уровня бедности, сокращение разрыва между бедными и богатыми. Это то, чего ждет от него общество. Это то, что волнует японцев. Есть, конечно, и вопросы традиционно важные. Например, к ним относится развитие атомной энергетики. Есть вопросы, связанные с экологией, внешней политикой и безопасностью. Но они не стоят на первом плане.
И, конечно, большую роль будет играть личная харизма нового лидера партии, т.е. будущего главы кабинета министров. В какой-то степени ЛДП, поменяв сейчас премьера, обеспечила себе хорошие шансы на победу.
- В наших СМИ, когда речь заходит об освещении выборов за рубежом, принято выделять условно пророссийские и антироссийские силы. Как Вы считаете, можно ли использовать эту модель по отношению к выборам в Японии?- Это заведомое упрощение. Конечно, можно поставить вопрос таким образом. Вполне логично его задавать. Но он был корректен на этапе предвыборной кампании в период борьбы за пост главы правящей партии. Победу в ней одержал кандидат, который занимает достаточно консервативную позицию по вопросу об отношениях с Россией. И выборы в данном отношении ничего не изменят. Нужно подчеркнуть, что представители оппозиции в целом гораздо более жестко ставят вопрос по проблеме границы с РФ. Больших сюрпризов ожидать не придется при любом исходе выборов. Существенных изменений на российском направлении внешней политики Японии не будет.
Печать