На завершившемся в Риме саммите G20 экологические вопросы, декарбонизация и влияние экономики на климат образовали универсальную «зеленую рамку», в которой можно обсуждать что угодно — от пошлин на сталь и коррупции до поставок вооружений и туризма. Те, кто ждал от G20 именно «климатических» успехов, разочарованы.
По мнению заместителя директора Института истории и политики МПГУ, члена правления РАПН, эксперта Центра ПРИСП Владимира Шаповалова, «зеленая» повестка нынешнего саммита G20 оторвана от реальности.Стоит отметить, что G20 объединяет крупнейшие экономики мира, которые совокупно составляют примерно 85% мирового ВВП. В связи с этим энергетическая повестка прошедшей встречи представляется мне нонсенсом. На самом деле, главная задача Большой двадцатки – это решение кризисных проблем в экономике. А что такое нынешний кризис? Это пандемия и связанный с этим постпандемийный экономический кризис.
В то время, когда существует один из самых острых вызовов человечеству, реальный вызов, беспрецедентный по своим масштабам, заниматься экономическим и политическим фантазерством в виде обсуждения какой-то совершенно утопичной и абстрактной повестки: «А что будет в 2050 году» – это абсурдно.
На мой взгляд, повесткой Большой двадцатки в ближайшие должна быть пандемия и восстановления экономики после пандемии. Все. Другие повестки и прежде всего такая совершенно абстрактная тема, как декарбонизация, должны отойти на третий план. Декарбонизация - это тема, которая в настоящий момент является актуальной для научной конференции по футурологии, а не для практико-ориентированного форума мировых лидеров.
Отсюда мы видим, что декарбонизация не состоялась, никаких решений принято не было. И точно так же мы видим, что все остальные темы, в частности тема, связанная с пандемией, прошли по касательной. По сути, данный саммит превратился бессодержательную встречу.
В значительной степени девальвирует значимость и статус данного форума отсутствие на нем глав России и Китая. В мире существуют три сверхдержавы, лидеры двух из них саммит проигнорировали, правда, не в полной мере. Потому что были выступления и были делегации, которые активно участвовали в работе Большой двадцатки. Но, скажем так, это была Большая двадцатка "лайт".
Очевидно, что у решения, которое приняли лидеры Китая и России есть свои причины. Это не просто случайное совпадение. Представляются как минимум две важные причины. Первая, это сама повестка, которая не является актуально для современности. А зачем тратить время на то, что не является актуальным здесь и сейчас. И второе, это, конечно, серьезный кризис в отношениях Запада и Востока.
Здесь необходимо подчеркнуть, если отношения США и России достигли критически низкой точки и в последнее время на этой точке стабилизировались – есть российско-американский диалог в Женеве, некоторые другие форматы - мы вернулись в состояние «холодной войны». То отношения США и Китая развиваются по самому неблагоприятному сценарию.
Между США и Китаем существуют очень серьезные противоречия, которые являются, на самом деле, темой номер один для сегодняшней мировой политики. Если пандемия – тема номер один в гуманитарно–экономической сфере, то возможная третья мировая война из-за Тайваня – тема номер один в политической сфере. Это те вопросы, которыми должен озаботиться мир.
Конфликт между США и Китаем является чрезвычайно опасным. И обмен мнениями между главами дипломатических ведомств двух стран в Риме подтвердил, что стороны стоят на диаметрально противоположных позициях. Собственно, это нужно зафиксировать как основной итог Большой двадцатки.
Печать