Россия отказалась от проведения министерской встречи Нормандской четверки 11 ноября. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. До этого, в Риме, такое предложение поступило от французского министра иностранных дел Жана-Ива Ле Дриана. Как отметил Сергей Лавров, для начала участникам необходимо определить цели нового обсуждения и оценить выполнение Украиной взятых на себя обязательств прошлых встреч нормандского формата.
Франции сейчас важно любыми способами напомнить о себе, как о важном игроке на политической арене, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Речь идет о самом примитивном пиаре. Инициатива исходила от Франции, а Париж в последнее время достаточно активно, в том числе на внешнеполитическом треке, фонтанирует разного рода предложениями и идеями. И это не случайно, потому что близится час икс. Скоро выборы. И Парижу нужны какие-то победы, просто жизненно необходимы. А побед все нет и нет. Более того, ситуация и внутри Франции, и во вне не благоприятствует нынешнему президенту. Есть новые тревожные сигналы, например, набирающий популярность новый правый политик Эрик Земмур, который не устает заявлять о своей приверженности к нормализации отношений с Россией.
И здесь, судя по всему, есть вполне конкретный интерес команды Макрона каким-то образом попиариться на данной ситуации. Кстати, что касается Эммануэля Макрона и его окружения, это их любимая фишка. Они любят производить эффект без достижения конкретных результатов. По всей вероятности, здесь есть и стремление напомнить о нормандской четверке, формате, который является статусным для Франции. Почему напомнить? Потому что мы видим, что идут переговоры по Украине. Они, понятно, идут без Украины, но что печально для Макрона, они идут и без Франции с Германией. Они идут между Россией и Соединенными Штатами. Только что Билл Бернс вел переговоры в Москве, разговаривал с нашим президентом по телефону. Все это очень тревожные моменты для Франции, которая силится сохранить какое-то воспоминание о статусе великой державы.
Не удивлюсь, что здесь не обошлось без человека, очень похожего не только внешне, но и внутренне на Макрона, Владимира Зеленского. Параллели между двумя политиками явно прослеживаются. Между Зеленским и Макроном, возможно, есть некая координация усилий в данном случае. Причем Зеленскому эта встреча нужна еще больше, чем Макрону. Естественно без всякого результата. Речь не идет о том, что Зеленский собирается заниматься тем, что он обещал избирателям в 2019 году. То есть, устанавливать мир на Донбассе. Зеленскому нужна эта встреча, потому что подпирает со всех сторон. Рейтинги падают, враги атакуют. Арсен Аваков недавно заявил, что он знает, как решить проблему Донбасса. Еще есть Порошенко и Разумков, который отбирает у Зеленского последние голоса. В этой ситуации, конечно, Владимиру Зеленскому нужна имитация бурной деятельности. Чем собственно он и занимался весь свой президентский срок.
Сам нормандский формат – абсолютно неэффективная структура. Здесь необходимо вернуться почти на семь лет назад, к Минским соглашениям, перечитать их еще раз и вспомнить о том, какие сроки выполнения соглашений устанавливались. Сроки были очень короткие, и они не были выполнены. Фактически нормандский формат не обеспечил выполнения Минских соглашений, что собственно было основным содержанием его деятельности. По сути, речь идет о том, что весь этот период нормандский формат был просто напросто декорацией, прикрывающей бездействие и саботаж киевских властей.
Но Россия во внешнеполитической деятельности всегда исходит из того, что плохой мир всегда лучше хорошей войны, а плохой диалог всегда лучше, чем его отсутствие. Конечно, нормандский формат никак не справляется со своей деятельностью. Однако его наличие все-таки позволяет сохранять диалоговое окно по проблеме Донбасса. Другое дело, что в настоящее время и, судя по всему, до конца президентского срока Владимира Зеленского говорить нам не о чем.
Печать